Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на стимулирование судостроения и судоходства. Игроки рынка рады: документ разработан с учетом пожеланий бизнеса.

Законопроект предусматривает для отечественных судостроительных и судоходных компаний многочисленные льготы, оформленные в виде поправок в действующие законы. Так, поправками в закон об особых экономических зонах расположенные в них судостроительные компании освобождаются от уплаты таможенных пошлин и НДС, когда продают свою продукцию за пределами зоны и при ввозе туда комплектующих. Для резидентов зон увеличивается срок освобождения от уплаты налогов на землю и имущество с нынешних пяти лет до десяти.

Продажа судов, построенных после 1 января 2010 года и внесенных в Российский международный реестр, освобождается от уплаты налога на прибыль. Этот налог не взимается и с доходов от каботажных перевозок такими судами. Устанавливается нулевая ставка НДС при сдаче судов в аренду, если один из портов отправления или назначения находится на территории России. Судоходные компании освобождаются на 15 лет от уплаты социальных взносов. Плюс ко всему Внешэкономбанк может предоставлять им финансовые гарантии.

«Принятый несколько лет назад закон о Российском международном реестре судов, создание Объединенной судостроительной корпорации, запущенная система государственных финансовых инструментов не смогли кардинально изменить ситуацию в отрасли, — заявил отраслевому порталу «Российское судоходство» замминистра транспорта Виктор Олерский, один из авторов нового законопроекта.

«Наши расчеты, выверенные с расчетами судовладельцев, показывают, что действующее законодательство позволяет снизить срок окупаемости судна в среднем до 20 лет. Но этого недостаточно для принятия судовладельцем инвестиционного решения. Если же принимаются поправки, (предусмотренные законопроектом. — «МН»), тогда окупаемость судна приблизится к 12 годам».

«Данный законопроект разрабатывался при активном участии бизнеса, в работе над ним участвовал и наш холдинг», — говорит пресс-секретарь холдинга UCL Дмитрий Бауков. По его словам, холдинг, включающий два речных пароходства (Волжское и Северо-Западное), уже формирует свою политику обновления флота с расчетом на льготы, предусмотренные новым законопроектом. Сейчас по заказам UCL на трех разных российских верфях строится три серии речных судов общим количеством 28 единиц. «Если бы не рассчитывали на новый закон, то мы эти суда просто не делали бы», — заявил Бауков.

«Когда этот закон разрабатывался, учитывался опыт стран, которые на сегодняшний день являются лидерами судостроения, — Южной Кореи, Китая, Японии. Изучалось, какие меры господдержки были применены у них. В качестве негативного примера можно привести опыт европейских стран, отказавшихся от поддержки своих судостроителей. В итоге сегодня в Европе конкурентоспособного серийного строительства судов нет. Поэтому единственное, что там строится по уникальным и дорогостоящим заказам, — океанские круизные лайнеры или контейнеровозы. Все заказы на серийные суда (сухогрузы и танкеры) переместились в Азию», — говорит представитель UCL.