Правительство уже несколько недель размышляет над поручением Дмитрия Медведева снизить ставку страховых взносов. Крайне важно, что о снижении налоговой нагрузки в поручении ничего не говорится. Речь идет именно о ставке.
Поэтому снижения налоговой нагрузки, похоже, ожидать не приходится. Важно еще вот что: в поручении не говорится, что при снижении налоговых ставок налоговая нагрузка не должна вырасти.
В этой ситуации все варианты исполнения поручения сводятся к подгонке ставки взносов к сумме необходимых налоговых поступлений. Вариантов три. Первый — поднять необлагаемый лимит, т.е. сумму выплат одному сотруднику, при превышении которой взносы с его зарплаты перестают уплачиваться. Второй — сделать плоскую шкалу вообще без необлагаемого максимума. Третий — сочетание первого и второго: при превышении определенной суммы ставка не падает до нуля, а снижается до 2–4%.
Глава Министерства финансов Алексей Кудрин сразу же заявил, что снижение страховых взносов до 26% с повышением необлагаемого лимита до 1–1,5 млн руб. не компенсирует выпадающих доходов бюджета и увеличит дефицит пенсионной системы. Порядка 97% российских работников получают меньше 1 млн руб. в год.
Крайне важно, однако, развеять одно заблуждение, которое в сильной степени поддерживается чиновниками Минздравсоцразвития. Они настойчиво утверждают, что страховые взносы не налог.
Это абсолютно не так. Для бизнеса, уплачивающего взносы, они являются абсолютно безвозмездными. Спор здесь не только о терминах. Замена соцналога на страховые взносы привела к росту административной нагрузки: вместо одного органа, проверяющего уплату налогов с зарплаты (Федеральная налоговая служба), теперь этим занимаются три (добавились Фонд соцстраха и Пенсионный фонд). Серьезно увеличился штат проверяющих. Эти затраты — прямой вычет из пенсий. Формальная игра в понятия (являются ли взносы налогом или нет) приводит к росту административной нагрузки и к тому, что теперь чиновники при расчетах исключают взносы из оценки совокупной налоговой нагрузки на бизнес.
К сожалению, рассуждая о понижении ставки и повышении порога уплаты взносов, чиновники не ставят под сомнение целесообразность существования льгот по их уплате. Эффективность льгот сомнительна. Например, чтобы получить право на применение льготы для IT-индустрии, нужно иметь в штате 50 человек. Получается, льгота работает только на крупные компании, ограничивая вход на рынок и развитие конкуренции. Видимо, чиновники не знают пример компании 37signals, когда IT-компания из 14 человек смогла создать бизнес-приложения, которыми пользуется более 3,5 млн клиентов.
Теперь возьмем условный пример компании из 50 человек, чтобы посмотреть, к чему приводит увеличение лимита при изменении шкалы взносов. Будем считать, что зарплата персонала — 30 тыс. руб., а высокооплачиваемых — 100 тыс. руб. В зависимости от того, сколько в компании высокооплачиваемых сотрудников, нагрузка будет минимальной при лимите в 660 тыс. руб. и ставке 26%, чуть более высокой при нынешней системе и заметно более высокой при плоской ставке 26%, но без лимита, после которого взносы не уплачиваются. Максимальной будет налоговая нагрузка при ставке 26%, и если оценивать эффективную, а не номинальную ставку.
Чиновники думают, что плоская ставка сделает нецелесообразной применение схемы начисления зарплаты директорам предприятия с последующим ее распределением между сотрудниками в «конвертах». Но ликвидация одной схемы не вынудит бизнес выйти из тени. Бизнес будет искать иные пути минимизации, а их предостаточно: дивиденды, «конверты» и т.п.
Вывод очевиден. Плоская шкала серьезно увеличивает нагрузку даже при ставке 26% для всех работников с ежемесячной зарплатой больше 39 тыс. рублей.
Как показывают проводимые нами опросы, повышение взносов заставило часть работников перейти в стан сочувствующих работодателям. Люди прямо говорят, что не нужна им мифическая пенсия, лучше поднять зарплату в «конверте», не платя с нее взносы. Это тревожный звонок. Если тенденция усилится, это будет полный провал фискальной политики. Сломить такую психологию будет крайне трудно.
В качестве иных компенсационных мер рассматривается, по сути, только увеличение акцизов. Оно явно не покроет дефицит. Простого решения нет — необходим комплексный подход. С одной стороны, нужно искать дополнительные источники покрытия дефицита ПФР. С другой — признать изъяны пенсионной реформы и корректировать ее.
Печально, что пока направление мыслей чиновников сводится в основном к жонглированию ставками взносов. Править буквы в законе, конечно, легче, чем заниматься работой по повышению эффективности расходов и собираемости платежей.
А резервы такие есть. Только на схемах неуплаты НДС и на схемах с золотом бюджет теряет до 10 млрд руб. Сколько составляют потери от несвоевременного взыскания налогов, остается только гадать. Результаты внутреннего аудита налоговиков показывают, что по рядовому региону суммы потери могут превышать 1 млрд руб. Страшной тайной до сих пор остается, сколько теряет государство на выплате процентов за несвоевременный возврат налогов (взносов) налоговиками и фондами. Анализ доступной судебной практики показывает, что счет идет на миллиарды.
Почему-то вообще не рассматривается вопрос о вычете из суммы взносов денег, направленных на добровольное медстрахование. Возможно, чиновникам мерещатся схемы. Но тогда не надо говорить про неналоговую природу взносов. В общем, ситуация с повышением и понижением ставок все больше напоминает бородатый анекдот: «Купи козу, продай козу». Но пока реальных стимулов для того, чтобы выйти из тени, т.е. купить козу, бизнесу никто не предложил.
Непонятно вот что.
Когда вносили изменения говорили что бюджет ежегодно дотирует пенсионный фонд в размере - 900млрд.
Увеличили "взносы", но приэтом увеличение взносов должно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль и соотвественно уменьшить данный налог. Значит уже в бюджете по налогу на прибыль дыра, размер которой может достигать 180 млрд. рублей и ляжет в первую очередь на бюджеты субъектов, так как налог региональный. Хотя конечно эта сумма будет меньше так как часть налогоплательщиков работате на упрощенном режиме или ЕНВД. Но эти субъекты как самые мобильные найдет способ уйти от налогообложения так как у них персоналу поменьше соответственно сделать это полегче.
Далее, часть бизнеса будет прятаться - опять же государству головная боль в поиске наказании и т.д. Значит расходы на провоохранительную систему вырастут, так же как и на содержание фондов занимающихся администрированием.
Так же часть предприятия будет сокращать персонал - соотвественно опять у государства расходы на выплату пособий по безработице и т.д.
Вообще непонятно честно говоря кто и как просчитывает все возможные последствия?
Взять и решить что простое увеличение ставки взносов вдруг сразу решит проблему как то глупо.
Может кстати поменьше и поэкономнее тратить, а то у нас каждый день какие то новые инициативы, то олимпиада, то чемпионат мира по футболу, то сколково и т.д.
(А один знакомый мне тут в пьяном угаре сказал, что это путин специально взносы повысил чтобы на медведева все потом свалить, но это конечно сказки все, оба они хороши)