В четверг, 14 апреля, комитет Совета Федерации по бюджету провел совещание «Налоговые льготы: анализ практики применения и методика оценки эффективности действия». Вел заседание председатель комитета Евгений Бушмин.
Участники заседания обсудили следующие вопросы: эффективность налоговых льгот, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, судебные споры о применении налоговых льгот. В работе совещания приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной думы, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, представители законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также научных и предпринимательских кругов.
В ходе совещания участники проанализировали практику применения льгот по налогу на прибыль организаций и региональным налогам, установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также практику применения льгот по местным налогам, установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Открывая заседание, Евгений Бушмин подчеркнул, что Совет Федерации неоднократно обращался в Минфин по проблеме налоговых льгот. По его мнению, прежде чем вводить новые льготы необходимо просчитывать их экономическую эффективность.
По словам Бушмина, в настоящее время работа по анализу эффективности применения льгот по налогам, разработке критериев и методики оценка их эффективности ведется только в субъектах Российской Федерации, на федеральном уровне она носит фрагментарный характер. Он также сообщил, что при подготовке данного совещания Комитет Совета Федерации по бюджету запросил материалы из 76 регионов, содержащие перечень установленных льгот по региональным им местным налогам. Анализ материалов, по мнению Евгения Бушмина, позволяет сделать вывод, что в субъектах РФ ведется достаточно активная работа по анализу эффективности применения льгот по налогам.
Выступивший на совещании аудитор Счетной палаты Игорь Васильев отметил, что налоговая политика должна строиться так, чтобы льготы получали те, кому они действительно положены. В частности, заметил он, являясь инструментом налоговой политики, льготы должны быть направлены на достижение экономических и социальных целей. Представитель Счетной палаты пояснил, что экономические цели достигаются путем стимулирования определенных областей экономики, а социальные – направлены на улучшение качества жизни незащищенных слоев населения и на стимулирование инвестиций в человеческий капитал. Он также поддержал мнение главы Комитета СФ по бюджету о том, что необходимо повысить качество финансово-экономических обоснований тех или иных льгот.
В ходе совещания поднимались также вопросы потери доходов бюджетной системы Российской Федерации от применения льгот по налогам и сборам, оптимизации перечня налоговых льгот и изъятий, предоставленных федеральным законодательством по региональным и местным налогам.
Во время дискуссии отмечалось, что налоговые льготы – важный инструмент налоговой политики государства. С момента создания российской налоговой системы вопросы применения налоговых льгот постоянно находятся в центре внимания, что связано с большим объемом выпадающих доходов бюджетной системы страны от предоставления различных льгот по налогам и сборам. Так, по данным статистической отчетности ФНС России за 2009 год отношение суммы льгот к сумме начислений по налогу на прибыль организаций составило 7,5%, по НДС – 119%, по налогу на добычу полезных ископаемых – 9,1%, по налогу на имущество организаций – 71,8%, по транспортному налогу – 7,1%, по земельному налогу – 46,1%, по налогу на имущество физических лиц – 67,8%.
По мнению участников заседания, оценка эффективности налоговой льготы представляется важным и необходимым условием при введении новой льготы или проведении инвентаризации действующих льгот. Необходимо, подчеркнули выступающие, четко представлять цели, которые требуется достичь при применении той или иной льготы, а также видеть последствия для бюджета и экономики на федеральном, региональном и местном уровнях. Кроме этого, отмечали докладчики, следует учитывать, что любые исключения из общего режима налогообложения требуют дополнительных мер контроля со стороны налоговых органов, так как существуют риски их неправильного использования.
На совещании также отмечалось, что льготы следует предоставлять на временной основе с тем, чтобы решение о пролонгации действия льготы принималось по результатам проведенного анализа ее эффективности.
По итогам совещания приняты рекомендации, которые будут направлены в правительство Российской Федерации для дальнейшего анализа. В них, в частности, предлагается внести изменения в законодательство России, предусмотрев исключительное право законодательных органов субъектов РФ на установление льгот по региональным налогам и исключительное право представительных органов муниципальных образований на установление льгот по местным налогам.
Кроме этого, рекомендовано, разработать и внести в Государственную думу проект федерального закона, регламентирующий порядок оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот и иных преференций, предоставляемых на федеральном уровне.
Кабинету министров предлагается ускорить разработку типовой методики оценки эффективности установленных или планируемых к установлению налоговых льгот, а также определить перечень неэффективных налоговых льгот в целях их последующей отмены.