Если нематериальный актив используется менее 12 месяцев, его стоимость можно единовременно включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Это следует из постановления ФАС Московского округа от 14.02.2011 № КА-А40/189−11 по делу № А40−173806/09−112−1417.
Суть дела такова. Налоговая инспекция доначислила налог на прибыль, пени и штраф, поскольку посчитала, что организация неправомерно включила в состав расходов затраты на производство рекламных роликов. По мнению налоговой инспекции, такие затраты формируют стоимость нематериального актива, признаваемого амортизируемым имуществом. Значит, при расчете налога на прибыль указанные затраты не могут быть учтены единовременно (именно так поступила организация), а должны включаться в расходы по мере начисления амортизации нематериального актива.
Однако арбитражный суд первой инстанции признал решение налоговой инспекции в этой части недействительным. Судьи установили, что фактически организация использовала рекламные ролики менее 12 месяцев. Это подтверждается маркетинговым календарем и распоряжением отдела маркетинга о предполагаемых выпусках в эфир конкретных роликов.
Более того, даже изначально организация не планировала демонстрировать рекламные ролики в течение периода, превышающего 12 месяцев. Согласно нормам НК РФ нематериальный актив подлежит амортизации, только если он используется в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев). Основание — пункт 3 статьи 257 НК РФ.
Поскольку рекламные ролики фактически использовались менее 12 месяцев, они не являются амортизируемым имуществом. Следовательно, затраты на их создание (приобретение) организация вправе учесть единовременно, включив их в состав рекламных расходов в соответствии с положениями пункта 4 статьи 264 НК РФ.
Впоследствии суды апелляционной и кассационной инстанций оставили решение суда первой инстанции в этой части без изменений.