Как ПФР взыскивает «старые» недоимки и возвращает переплаты

Недоимка за 2002–2009 годы, которая образовалась у страхователей, взыскивается Пенсионным фондом по нормам Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

На практике это выглядит так. Декларации по ЕСН за 2009 год, которые компании сдали в налоговые инспекции, прошли камеральные проверки. Результаты этих проверок инспекции направили в ПФР в порядке информационного обмена. По этим декларациям и формам АДВ-11 была определена недоимка, которую Пенсионный фонд взыскал в бесспорном порядке. Таким образом, компании-должники получили на свои расчетные счета инкассовые поручения о взыскании от ПФР, и это правомерно.

Необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на отмену ЕСН, налоговая служба по-прежнему вправе проверить порядок уплаты взносов в период с 2007 по 2009 год. Инспекторы составляют акт либо выездной, либо камеральной проверки. Но решение о взыскании недоимки и привлечении к ответственности принимает ПФР по акту «камералки» или выписке из акта выездной проверки и уведомляет о нем налоговиков. При этом компания вправе представить свои возражения по акту. Эти возражения будут рассмотрены Пенсионным фондом (при необходимости – с участием налоговых инспекторов).

Что касается переплат, то по части 3 статьи 60 закона № 212-ФЗ излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету (возврату) в порядке статей 26 и 27. В этих статьях как раз идет речь о проведении зачета и возврата переплат.

Но с 1 января 2010 года Пенсионный фонд может только вернуть переплаченные ранее страховые взносы. Зачет невозможен. И вот почему. Главным администратором платежей в период с 2002 по 2009 год назначена Федеральная налоговая служба. А главным администратором по страховым взносам, уплаченным с 1 января 2010 года, является Пенсионный фонд. (Федеральный закон от 30 ноября 2009 г № 307ФЗ) А зачет между двумя разными администраторами невозможен, в том числе по бюджетному законодательству.

Поэтому, если у компании есть переплата по страховым взносам, образовавшаяся до 1 января 2010 года, она вправе в 2010 году обратиться в ПФР за возвратом. Для этого подается заявление, форма которого утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 11 декабря 2009 г. № 979н. Затем специалисты ПФР анализируют отчетность компании за 2009 год (декларацию), форму АДВ-11 и при наличии переплаты выносят решение о возврате сумм, излишне уплаченных плательщиком за 2002–2009 годы по состоянию на 1 января 2010 года. Это решение из ПФР направляется в налоговую инспекцию, и там составляется заявка на возврат в федеральное казначейство, проводится возврат и зачисление на счет плательщика излишне уплаченных сумм. Поэтому хотим предостеречь компании от того, чтобы автоматически засчитывать свою переплату в счет уплаты текущих страховых взносов. Этого делать нельзя. Даже при наличии переплаты до вступления в силу закона № 212-ФЗ обязанность по страховым взносам 2010 года не считается исполненной.

Еще необходимо учесть, что по статьям 26 и 27 закона № 212-ФЗ возврат возможен не более чем за три года. Этот же срок сохраняется и для расчетных периодов 2002–2009 годов. Поэтому, если компания сейчас обратится за возвратом сумм, переплаченных, скажем, в 2003 году, то ей откажут. Вернуть можно переплату только за 2009, 2008 и 2007 годы.

Порядок возврата урегулирован совместным письмом ФНС России и ПФР от 11 августа 2010 г. № ЯК-17-8/58/АД-30-24/8509. Но это письмо касается только переплат, образовавшихся до 1 января 2010 года. А если компания переплатила взносы по обязательствам текущих платежей 2010 года уже в этом году, то их можно зачесть в общеустановленном порядке по закону № 212-ФЗ. Они под действие этого письма не попадают.

Главное, чтобы организации не ошибались с КБК в 2010 году при уплате текущих платежей по обязательствам 2010 года. Такие платежи совместным письмом не регулируются.