«Налог на роскошь» все-таки может появиться в России — в виде акциза. Министерство экономического развития почти подготовило список предметов роскоши, с которых он будет взиматься. Туда может попасть всё что угодно — от яхт до шоколада.

Министерство экономического развития в ближайшее время планирует оформить перечень предметов роскоши, которые впредь будут облагаться дополнительными акцизами. «Мы сейчас ведем расчеты по каждому виду товаров. В течение недели — 10 дней у нас уже будут предложения по конкретным видам товаров», — сообщила в четверг в кулуарах Тверского социально-экономического форума глава министерства Эльвира Набиуллина. Она пояснила, что в процессе создания этого списка необходимо определить, не отразится ли введение акциза на снижении потребления тех или иных товаров, а также подсчитать, какие доходы эта мера может принести в казну. «Мы считаем, что потенциал работы в этом направлении есть», — добавила она.

О каких товарах идет речь, министр сообщить отказалась, но уточнила, что список будет невелик. Скорее всего, МЭР предложит восстановить часть списка товаров, с которых ранее взимались акцизы, предполагают эксперты.

Там были ювелирные изделия, икра осетровых и лососевых рыб, деликатесные морепродукты, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры, мех, одежда из натуральной кожи, автомобильные шины и даже шоколад.

«Но в новый перечень не войдут массовые продукты и товары типа шоколада, — полагает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. —Останутся только элитные, например, дорогостоящие произведения искусства, драгоценности, не доступные среднему классу». Но могут быть и нововведения. Например, с учетом курса на энергосбережение роскошью могут стать бытовые приборы, потребляющие много энергии, или же автомобили с высоким расходом топлива.

Важно пойти не по пути категорий товаров, а их стоимости, убеждён Макаркин. «По определению абсолютно бесполезным товаром являются любые ювелирные украшения», — приводит пример генеральный директор компании «Дымшиц и партнеры» Михаил Дымшиц. Но в эту категорию тут же попадают обручальные кольца. А такой товар сложно отнести к роскоши.

Налоги на роскошь существуют в той или иной форме во многих странах мира — в США, Франции, Великобритании, Италии. По словам юриста компании Penny Lane Realty Сергея Поправки, в Англии так называемый гербовый сбор на недвижимость (выполняющий роль налога на роскошь), выплачиваемый при покупке, зависит от стоимости объекта недвижимости и варьируется от 1% до 4%. А во Франции налог на роскошь предусмотрен для лиц, владеющих недвижимостью стоимостью более 700 тысяч евро. Ставка налога зависит от стоимости недвижимости: чем дороже объект, тем выше ставка. «А в Китае уже несколько лет действует акцизный налог, уплачиваемый производителями и продавцами предметов роскоши. Ставка акциза колеблется в пределах от 1% до 45%», — рассказывает налоговый юрист компании Sameta Карен Айвазян. Это не мешает быть Китаю вторым по величине потребителем предметов роскоши в мире. Уровень продаж таких товаров в стране за 2009 год достиг $9,6 млрд.

МЭР также ссылается на зарубежный опыт. «Этот набор товаров может быть очень широким в разных странах. Мы же акцизы применяем только на нефть, нефтепродукты, алкоголь и табак», — говорит Набиуллина.

Но если список будет невелик, то экономическая целесообразность такого акциза может оказаться под вопросом.

«Так как объем продаж подобных товаров будет мизерный, то затраты на администрирование этого налога могут превысить возможности его сбора.

Он либо не будет платиться, либо при попытке его администрирования подобные сделки тут же будут выведены из-под налоговой юрисдикции страны», — полагает Дымшиц.