Чтобы наполнить новые дорожные фонды, правительство готово с 2011 г. отменить транспортный налог, включив его в цену топлива. По оценкам Минфина, акциз на бензин может вырасти вдвое. Топливо подорожает тогда на 7-17%.

Со следующего года транспортный налог может быть отменен, заявил вице-премьер Сергей Иванов, открывая в пятницу заседание правительственной комиссии по транспорту и связи. Вместо него планируется ввести плату за проезд для машин весом более 12 т и повысить акцизы на топливо, пояснил он.

Некоторые автолюбители ездят редко, а транспортный налог платят наравне со всеми, сказал Иванов, благодаря реформе расходы будут определяться «в первую очередь количеством потребляемого топлива». Существующий транспортный налог зависит только от мощности двигателя. Так, в Москве его ставка для машин с двигателем не более 100 лошадиных сил — 7 руб. за 1 л. с., свыше 250 л. с. — 100 руб.

Повышенный акциз станет, по словам Иванова, целевым налогом и как минимум частично пойдет в дорожные фонды, из которых будут финансироваться строительство и ремонт дорог. Решение создать федеральный дорожный фонд правительство приняло 19 мая, смогут формировать такие фонды и регионы.

По словам Иванова, правительство примет окончательное решение, когда Минфин подготовит расчеты. Ведомство уже анализирует, на сколько могут вырасти акцизы, заявил начальник отдела Минфина Алексей Сорокин. По его предварительным расчетам, чтобы компенсировать отмену транспортного налога (поступления за 2009 г. — 62 млрд руб.), нужно будет вдвое увеличить акциз на горюче-смазочные материалы (цитаты по «Интерфаксу»).

Сейчас акцизы за тонну бензина Аи-92 и Аи-95 одинаковые — 3992 руб., дизтоплива — 1188 руб. Повышение акцизов вдвое увеличит среднюю оптовую цену «на воротах НПЗ»: для Аи-92 на 17%, для Аи-95 на 15%, для летнего дизтоплива на 7% (расчет по текущим ценам), подсчитал аналитик «Кортеса» Михаил Турукалов. Бензин может подорожать еще больше, ведь с акциза еще берется НДС, замечает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. У лидера движения «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова другие расчеты: простое включение транспортного налога в цену бензина (на основе данных 2009 г. по потреблению топлива) должно увеличить цену бензина не более чем на 1,5 руб.

По мнению Турукалова, владельцы АЗС предпочтут повысить цену бензина. Сотрудник нефтяной компании не уверен, что удастся переложить на потребителя все расходы. После решения Высшего арбитражного суда по делу ТНК-ВР (подтверждена правомерность штрафа в 1,1 млрд руб. за поддержание монопольно высоких цен) выросли риски претензий со стороны Федеральной антимонопольной службы, объясняет он: «Надо смотреть каждую ситуацию отдельно, если повышение акциза будет большим, придется где-то пожертвовать рентабельностью».

Правительство постарается «не допустить резкого роста цен на бензин», обещает министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Минэкономразвития дано поручение поискать и иные источники пополнения дорожного фонда, заявила она: анализируются в том числе неналоговые доходы — например, от использования придорожной инфраструктуры, сдачи земли вдоль дорог в аренду.

У транспортного налога два минуса, рассуждает Костальгин: «Он несправедлив, так как зависит от мощности двигателя, и плохо собирается». Включение налога в цену бензина решит обе проблемы, продолжает он: платить больше будет тот, кто больше ездит, а налоговики станут собирать акциз непосредственно с АЗС. К тому же реформа стимулирует людей покупать более экономичные машины, добавляет Лысаков.