Экспертный совет по налоговому законодательству комитета Госдумы по бюджету и налогам сегодня направил в Минфин и Минэкономразвития России свои предложения по доработке законопроекта о трансфертном ценообразовании.

Эти предложения подготовлены экспертным советом на основе обсуждений, в которых принимали участие депутаты от фракции "Единая Россия" и представители бизнеса от "Опоры России" и РСПП.

Как сообщил ПРАЙМ-ТАСС источник в Госдуме, при подготовке данных предложений экспертный совет фактически выполнял поручения депутатов, которые были сформулированы при рассмотрении законопроекта в первом чтении. По его словам, в первую очередь, предлагается сократить перечень сделок, которые подлежат контролю и соответственно могут быть переоценены

"С учетом того, что мы, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы налоговая база не убегала из РФ, предлагается к числу таких сделок отнести исключительно внешнеторговые сделки, оставив вне контроля сделки, которые проходят внутри России. Такое сокращение сделок позволит на первом этапе накопить опыт применения правил переоценки и дальше, если вдруг с учетом накопленного опыта правительство или законодатель посчитает, что нужно обратить внимание на внутренние сделки, можно будет встроить их в уже готовую систему. Сейчас предлагается остановиться исключительно на внешнеторговых сделках", - пояснил собеседник агентства.

Основные отличия от правительственного документа – то, что, прежде всего, сокращается перечень сделок, которые контролируются, сохраняя только лишь внешнеторговые сделки, а также то, что все-таки провозглашается презумпция соответствия примененных цен рыночным и налогоплательщик не будет их дополнительно подтверждать, а налоговый орган должен будет опровергнуть, сказал источник.

Кроме того, по его словам, предлагается сохранить действующую презумпцию соответствия применяемых цен рыночным. "Иными словами, налогоплательщик формирует свою ценовую политику из своего представления о том, как ему лучше продать или купить товар, а налоговый орган должен будет доказать, что он применял цену не рыночную, а какую-то иную. Таким образом, не налогоплательщик должен будет подтверждать, что его цены соответствуют рынку, а налоговый орган должен будет доказать, что они не соответствуют рыночным. Это достаточно важно. И, как следствие отсюда, то, что налогоплательщик направляет в налоговый орган исключительно только уведомление о том, что была совершена контролируемая сделка, и дальше налоговый орган будет проводить какие-то контрольные мероприятия. Иными словами, в отличие от правительственного законопроекта, на этой стадии налогоплательщик не должен будет оправдываться, почему у него картошка по такой цене, а не по той, которую налоговый орган считал бы справедливой", - подчеркнул собеседник агентства.

Остальные предлагаемые изменения, по его словам, может быть концептуально и не столь существенны, но в тоже время они существенно упрощают жизнь налогоплательщику. Например, сокращается объем документов, которые налоговые органы могут истребовать у налогоплательщика по сравнению с действующей редакцией. Сокращается и количество методов, которые применяются налоговыми органами при оценке рыночной стоимости. Подобное связано с тем, что ряд методов определения рыночной цены, которые предлагало правительство, основаны исключительно на той информации, которую налогоплательщик никогда не может получить или никогда не сможет проверить, пояснил источник. Поэтому, по его словам, "в арсенале налоговых органов предлагается оставить только те методы, которые базируются на открытых источниках информации, а не на какой-то секретной информации, которая доступна только налоговым органам".

Источник затруднился сказать, когда законопроект может быть рассмотрен в Госдуме во втором чтении, произойдет ли это в весеннюю сессию или его рассмотрение перенесется на осень. "Пока этого не знает никто. Тем более, что одно из условий принятия законопроекта о трансфертном ценообразовании во втором чтении, которое выдвигали депутаты, состоит в том, что до этого должен быть внесен законопроект о консолидированной группе налогоплательщиков. А такого законопроекта пока еще в Госдуме нет и это, видимо, будет еще одним фактором, который будет предопределять, когда законопроект о трансфертном ценообразовании будет рассмотрен во втором чтении", - считает он.

Кроме того, по словам источника, необходимо провести консультации с Минфином и Минэкономразвития, чтобы снять возможные разногласия по предложениям экспертного совета по доработке законопроекта о трансфертном ценообразовании. Собеседник агентства подчеркнул, что те материалы, которые сегодня отправлены в Минфин и Минэкономразвития - "это не более чем рабочие материалы. Дальше мы совместно с Минфином и Минэкономразвития будем обсуждать эти предложения и вырабатывать какую-то совместную стратегию потому, что мы заинтересованы в том, чтобы законопроект все-таки был принят и имел определенную поддержку и со стороны государства и со стороны налогоплательщиков".