Планы выездных проверок на 2010 год скорее всего будут пересмотрены. Этого потребовало от инспекций столичное УФНС во внутреннем документе (имеется в распоряжении редакции "УНП"). Цель – отобрать тех, с кого реально получится взыскать доначисленные суммы, и тем самым повысить поступления в бюджет.

«Встречки» должны быть глубоко продуманными

Возможно, «встречек» теперь станет меньше – УФНС призывает тщательнее выбирать компании для таких проверок. Как отмечается в письме, налогоплательщики у нас по определению добросовестные, поэтому «не имеют самостоятельного смысла контрольные мероприятия, направленные на подтверждение взаимоотношений налогоплательщика и контрагента как таковых».

По замыслу УФНС, прежде чем назначать «встречки», инспекции должны оценивать качество контрагентов, объемы сделок и т. д. Проверки «добросовестных» контрагентов (именно так, в кавычках, пишут специалисты управления) полезны, только если необходимо получить конкретные сведения. Например, сопоставить данные документов поставщика и покупателя или добыть информацию, которую налогоплательщик давать отказывается. По мнению УФНС, искать при этом надо в первую очередь несоответствия объемов производства и реализации.

Продлевать проверки можно только по серьезным причинам

Помимо ненужных «встречек» проблемой налоговиков, по мнению УФНС, является затягивание сроков проверок. В прошлом году в среднем по Москве они длились 81 день, а в отдельных ИФНС – 100 дней (календарных или рабочих – в письме не сообщается). При том, что кодекс отводит срок два месяца (за исключением редких случаев). Управление строго предупреждает: нехватка времени или сотрудников не повод для увеличения срока проверки.

В то же время «при наличии существенных причин» налоговикам предлагают не ограничивать себя двумя месяцами. Необходимо работать до тех пор, пока предполагаемые нарушения не подтвердятся или не будут опровергнуты. В таких обстоятельствах инспекция не просто имеет право, а обязана продлить проверку.

Нельзя приходить с выездными проверками к однодневкам

Первоочередная задача московских инспекций сейчас – пересмотреть планы выездных проверок на текущий год. Как следует из письма, управлению вовсе не интересны доначисления, которые нереально взыскать. Поэтому необходимо исключить из плана тех налогоплательщиков, которые являются техническими звеньями в схемах ухода от налогов. За каждую выездную проверку однодневки руководители инспекций будут отвечать лично перед Управлением ФНС.

Главная цель – выявить компанию, которая получила необоснованную налоговую выгоду в результате сделки, и провести выездную проверку именно у нее. Поэтому, вычеркивая из плана техническое звено, инспекция должна обозначить выгодоприобретателя (того, кто получил, по мнению ИФНС, необоснованную налоговую выгоду) и предложить управлению включить его в план. Причем инспекции заинтересованы в том, чтобы искать выгодоприобретателей, состоящих на учете и в других налоговых: УФНС обещает учесть такие заслуги и начислить дополнительные «аналитические баллы».

Выездные проверки в цифрах

6494 проверки проведено в Москве в 2009 году. Это на 547 ревизий меньше, чем в 2008 году.

≈ 4 проверки приходятся в среднем на одного сотрудника отдела выездных проверок в год.

4,1 млн рублей из доначисленных по итогам одной выездной проверки сумм в среднем поступает в бюджет.

Чуть более 1/3 доначислений в среднем инспекциям удается взыскать с компаний.