Федеральная налоговая служба (ФНС) обратилась в «Консультант» и «Гарант» с просьбой исключить из баз данных два собственных письма, выгодных для налогоплательщиков. Они угрожают госбезопасности, сочло ведомство.

Внезапное исчезновение из баз данных двух писем ФНС обнаружили несколько налоговых юристов. Оба документа были выгодны для налогоплательщиков. Один (№ 3-1-07/674) разрешал получать вычет по НДС, если счета-фактуры оформлены в условных единицах. Во втором документе (№ 3-5-01/1289) ФНС устанавливала процедуру возврата излишне уплаченного подоходного налога — для этого предписывалось подать декларацию.

Ранее у ФНС была другая позиция по НДС, а в письме про подоходный налог ведомство вводит не предусмотренную Налоговым кодексом процедуру, говорит руководитель сектора арбитражной практики аудиторской компании МКПЦН Анна Кулакова.

В «Консультанте плюс» и «Гаранте» отказались комментировать ситуацию, признав, что этих писем в базах больше нет. При этом в методических документах «Консультанта» до сих пор фигурирует ссылка на письмо про НДС, но по ней выдается приказ Минфина.

Сотрудник «Консультанта» рассказал, что исключить письма попросила ФНС, заявив, что они угрожают госбезопасности. В налоговой службе от комментариев отказались. Однако на сайте Управления ФНС Томской области в сентябре было размещено сообщение, что письмо про НДС находилось в базе «Консультант плюс», но оно не согласовано с позицией Минфина, поэтому эти рекомендации не следует расценивать как разъяснительные.

Обнародование разъяснительных документов в различных правовых базах официальным не является, говорит замдиректора департамента Минфина Сергей Разгулин. Суды признавали такие публикации официальными, не согласен партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

Исчезновение писем может иметь для налогоплательщиков финансовые последствия, говорит Костальгин: применение ошибочных, но официальных разъяснений должно освобождать от пени и штрафа. Директор московского офиса Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк рекомендует тем, кто воспользовался или собирался воспользоваться этими документами, получить разъяснения в Минфине или в ФНС.

Впрочем, до сих пор возникают разночтения, какие из писем Минфина и ФНС обязательны, а какие нет, например, Минфин выпускает разъяснения, адресованные ФНС, и ответы на вопросы конкретных налогоплательщиков. Если ошибочное разъяснение адресовано конкретной компании, то только она будет освобождена от санкций, говорит Кулакова. Компании могут, но не обязаны применять такие письма, и даже налоговики не должны ими руководствоваться — для них обязательны лишь письма, разосланные по региональным управлениям ФНС, солидарен с ней Разгулин.

Однако письма из двух правовых баз исчезли при несоблюдении механизма отзыва, отмечает Разгулин: «В “Консультанте” и “Гаранте” не появилось документов, сообщающих о том, что предыдущие разъяснительные письма не подлежат применению». В данной ситуации нарушаются права налогоплательщиков, считает Савуляк.

Не существует механизма, обязывающего ФНС знакомить налогоплательщиков с разъяснительными документами, говорит Костальгин: Минфин еще несколько лет назад заявлял, что все письма будут публиковаться на официальном ресурсе, но этого не сделано до сих пор. Если документы будут еще и исчезать из баз данных, то единственная возможность для налогоплательщиков подтвердить свою правоту — снимать копию с письма и заверять ее у нотариуса, замечает он.