Уже в январе 2010 года правительство заменит единый социальный налог (ЕСН) страховыми взносами. Но чем ближе к Новому году, тем настойчивее предприниматели твердят, что бизнес не выдержит увеличения налоговой нагрузки с 26 до 34%. С другой стороны, благодаря переходу на страховые взносы можно увеличить многие социальные выплаты, помимо пенсий. Так кто же все-таки выиграет от нововведений?

Перемены – не для всех

– Повышение пенсионного возраста бизнесу не поможет. Напротив, приведет к еще большей налоговой нагрузке, взносы на обязательное социальное страхование придется увеличивать на 5%, – утверждает Сергей Афанасьев, директор Департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Минздравсоцразвития. – С 2005 года, когда в России снизили ЕСН, поступления в Пенсионный фонд сократились на 3,3 триллиона рублей. Часть денег пришлось возмещать государству.

В итоге в последние четыре года из-за снижения ставки ЕСН каждый российский пенсионер ежемесячно недополучал около 600 рублей. При этом прибыль предприятий, по данным Сергея Афанасьева, выросла с 24 до 29%, а расходы на инвестиции – всего лишь на 1%.

Никакой опасности в законодательной новации не видит и глава Фонда социального страхования Сергей Калашников. По его мнению, переход на страховые принципы социальной защиты – это лучшее в мировой практике. Калашников считает, что страхование по определению не может быть убыточным, поскольку какова ставка взносов, таковы и выплаты. А страховые взносы в Фонд социального страхования не повлекут дополнительной нагрузки на работодателей.

Тариф страхового взноса остается таким же, как и сегодняшняя ставка ЕСН (вернее, та его часть, которая идет на соцстрах), – 2,9%. Для некоторых страхователей (например сельхозпроизводителей, организаций, использующих труд инвалидов и других) установлен переходный период до 2014 года включительно, во время которого они будут платить взносы по пониженным тарифам. Для работодателей, применяющих специальные налоговые режимы (УСНО, ЕНВД, единый сельхозналог), в 2010 году ничего не изменится – страховые взносы они платить пока не будут. При этом работники их компаний будут получать пособия, в том числе по временной нетрудоспособности, из Фонда социального страхования.

Новая система, по словам Сергея Калашникова, увеличит нагрузку на фонд. Однако с фонда снимается часть нестраховых расходов, что позволит работать в нормальном режиме. В этом году дефицит Фонда социального страхования составит 40 млрд рублей, в следующем году – 20 млрд, а к 2014-му дефицит должен вообще исчезнуть.

Цена вопроса высока

Эксперты Института современного развития смотрят на проблему не так оптимистично, как глава Фонда социального страхования. Они подсчитали, что при замене ЕСН страховыми взносами нагрузка на бизнес вырастет на 1–1,5 трлн рублей в год, в три раза увеличится и число администрирующих органов. Такой «бульдозер» вполне способен срыть под ноль все «зеленые ростки» экономического оживления.

Цена вопроса высока. В отличие от середины 90-х годов, когда огромная часть зарплаты выдавалась по «черным» и «серым» схемам, сейчас, после резкого снижения налогов на фонд оплаты труда, многие зарплаты стали «белыми». По мнению экспертов, налоговый удар будет сильным (увеличение налоговой нагрузки составит примерно 1,6% ВВП), часть предприятий его не выдержит, многие снова начнут использовать серые схемы. Тяжело придется некоммерческим организациям. Для малых и средних предприятий налоговая нагрузка возрастет почти в 2,5 раза. Это может привести к дополнительному росту безработицы и снижению конкурентоспособности экономики. По цепочке сократятся доходы региональных и местных бюджетов. В результате мы потеряем не менее 1–2% ВВП.

Меньше всего пострадают от этого решения традиционные отрасли экспортного сырьевого комплекса, а больше других – инновационные отрасли. По словам Антона Данилова-Данильяна, председателя комитета ТПП по инвестиционной политике, нововведение подвигнет инновационные компании перевести свой бизнес в страны с более благоприятным налоговым климатом.

Нужны не взносы, а реформа

Помимо негативных последствий для рынка труда (возврату к «серой» зарплате, увольнениям, замораживанию легального фонда оплаты труда) краткосрочное решение пенсионных проблем может затормозить пенсионную реформу, считают эксперты Института современного развития. По мнению Евгения Гонтмахера, руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН, целесообразно разделить пенсионную систему на две части. Для нынешнего поколения пенсионеров источник достойных пенсий – госбюджет. Для будущих – накопительные системы с участием работодателей. Для тех, чей пенсионный капитал по достижении соответствующего возраста окажется ниже установленного уровня, необходимо ввести институт социальных пособий по нуждаемости. Для стимулирования накопительных пенсий нужно увеличить софинансирование со стороны работодателей и государства и дать налоговые льготы индивидуальным инвесторам.

Между тем в 2010 году расходы федерального бюджета на выплату пенсий за счет увеличения размера базовой пенсии вырастут на 1,6% ВВП при дефиците пенсионной системы в 4% ВВП. Расчеты экспертов показывают, что несмотря на радикальное увеличение налоговой нагрузки с 2011 года, коэффициент замещения уже через 8–10 лет снизится до нынешнего уровня. Дефицит бюджета Пенсионного фонда, покрываемый за счет федерального бюджета, снова может составить от 1,5 до 2,5 трлн рублей. Дорогостоящие новации 2010 года тяжелым грузом лягут на пенсионную систему.

По прогнозам Гонтмахера, после заметного роста пенсий в 2010 году сложно будет сдержать рост ожиданий в 2011 и 2012 годах. Следовательно, рост пенсий и расходы федерального бюджета окажутся выше запланированного. В дальнейшем, когда коэффициент замещения начнет снижаться, будут сделаны попытки сохранить его хотя бы на уровне 30%, это приведет практически к двукратному росту доли расходов пенсионной системы в ВВП. Видимо, будет сделана попытка еще раз поднять страховой тариф, в результате чего повысятся и налоговое бремя и дефицит бюджета.

МНЕНИЯ

Михаил Орлов, председатель Экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Госдумы по бюджету и налогам:

«Контролеров станет еще больше»

– Реформа системы ЕСН подразумевает возникновение дополнительных контрольных органов – Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда медицинского страхования. Число финансовых контролеров возрастет в пять раз, а это потребует колоссальных средств. Такая реформа означает увеличение нагрузки на фонд оплаты труда. В свою очередь это приведет либо к уходу зарплаты в тень, либо к сокращению работодателями своих расходов на оплату труда.

Борис Титов, председатель «Деловой России»:

«Страховые взносы добьют предприятия»

– Увеличение социальных налогов окончательно похоронит отечественное производство, в стране будут работать только сырьевые компании и киоски. Даже существующая ставка ЕСН в 26% является для предприятий серьезным обременением, особенно в условиях кризиса. Очевидно, что до 2011 года положение производства не выправится, так как кризис в реальном секторе развивается по нарастающей. Увеличение социальных выплат до 34% окажется для предприятий просто неподъемным. С переходом на новую ставку они останутся вообще без денег и будут вынуждены проводить массовые сокращения, замораживать выпуск продукции. Поступления в Пенсионный фонд не увеличатся, а только сократятся. Нам нечем будет кормить пенсионеров, так как некому будет отчислять взносы в Пенсионный фонд. На олигархической экономике не выжить.

КСТАТИ

В 2010 году максимальная выплата по временной нетрудоспособности в зависимости от процента исчисления составит от 20 тысяч 750 рублей до 34 тысяч 583 рублей. Сегодня максимальная сумма – 18 720 рублей.

Улучшится положение работников, которые ранее проходили военную службу, службу в органах внутренних дел и в органах по контролю за оборотом наркотиков, в учреждениях уголовно-исправительной системы, а также пожарных. Начиная с 2010 года срок их службы будет засчитываться в страховой стаж работника, что отразится и на социальных выплатах.