ФНС России пожаловалась: нынешняя редакция главы 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес» не отвечает ситуации с массовым закрытием азартных заведений. Закон позволяет бывшим владельцам казино не снимать объекты с налогового учета, и никакой ответственности за это не предусматривает. В результате фискалы оказались в весьма абсурдном положении: начиная с 1 июля игорные заведения не работают, а объекты по-прежнему числятся как действующие, и инспекторы вынуждены начислять на них налог. Такая не радужная для ревизоров картина обрисована в письме Федеральной налоговой службы от 23.06.09 № 3-2-08/30.

  • В теории

Согласно пункту 4 статьи 366 НК РФ объект обложения налогом на игорный бизнес считается выбывшим с даты, когда налогоплательщик предоставит в ИФНС заявление о регистрации уменьшения количества объектов. Без такого заявления инспекторы не вправе по собственной инициативе снять объекты с налогового учета. При этом за ревизорами сохраняется формальная обязанность начислять налог на игорный бизнес по неснятым с учета объектам, что подтверждает и Высший Арбитражный Суд (определение ВАС РФ от 19.12.2008 № 13619/08 и постановление Президиума ВАС РФ от 03.03.2009 № 13619/08).

  • На практике

С июля этого года деятельность азартных заведений вне игорных зон запрещена (ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ). Как следствие, владельцы в массовом порядке закрыли казино и залы игровых автоматов. Однако снимать их с налогового учета бывшие хозяева не спешат, поскольку в законе такая обязанность не прописана, и никакие штрафы не предусмотрены. Налоговики пытаются разыскать содержателей игорных заведений «с целью понуждения к добровольному снятию с регистрации объектов налогообложения» — цитата из комментируемого письма. Но в большинстве случаев поиск не приносит положительного результата. Существует и другая возможность — в принудительном порядке ликвидировать организации, некогда владевшие игорными заведениями. Но на это понадобится много сил, времени и бюджетных денег. А между тем мифическая задолженность по налогу на игорный бизнес растет как снежный ком, и составляет уже 6 миллиардов рублей.

  • В перспективе

Федеральная налоговая служба предлагает внести поправки в статью 366 НК РФ. В частности, прописать, что объекты в игорных заведениях, не соответствующих нормам закона, подлежат снятию с регистрации по решению налогового органа без заявления налогоплательщика.