Глава службы Михаил Мокрецов на прошедшей в среду закрытой коллегии ФНС предложил ряд механизмов, которые позволят службе повысить собираемость налогов с физических лиц. Налоговики предлагают сформировать по каждому налогоплательщику-гражданину единый налоговый пакет, куда будет включена информация по всем платежам, которые человек должен внести в бюджет.
Сюда могут быть внесены сведения об автомобилях, квартирах, земельных участках и другом налогооблагаемом имуществе. По мнению Михаила Мокрецова, такая система позволит, во-первых, сократить расходы службы по информированию граждан о налогах, которые они должны заплатить, а во-вторых - облегчит налоговикам работу по сбору платежей.
На закрытой коллегии Федеральной налоговой службы (ФНС) ее глава Михаил Мокрецов отметил падающие сборы федеральных налогов на фоне продолжения роста сборов региональных и местных налогов. К последним относятся транспортный, земельный налог и налог на имущество граждан и организаций. Так, налог на имущество физлиц в первом квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 1%, земельный налог - на 19%, транспортный налог - также на 19%. Причина проста: база по этим налогам (автомобили, земельные участки, дома и квартиры) относительно устойчива к кризису. Как отметил на коллегии Михаил Мокрецов, данная тенденция повышает роль региональных и местных налогов. Тем более что, по мнению ФНС, сборы по этим налогам могут быть еще выше.
- Информаторы, объединяйтесь
Для этого налоговой службе необходимо наладить взаимодействие со всеми ведомствами, которые фиксируют наличие у гражданина того или иного имущества, - Росрегистрацией, ГИБДД, Роснедвижимостью. Как поясняют в ФНС, сегодня налоговая база по земельному и транспортному налогам и налогу на имущество физических лиц определяется на основании сведений, направляемых в налоговые инспекции всеми вышеуказанными организациями. "На практике сведения, направляемые регистрирующими органами, часто являются неполными, неактуальными и некорректными, что приводит к невозможности корректно начислить налог. Как следствие, возникают споры с налогоплательщиками, а суммы налогов поступают в бюджет в неполном объеме", - отмечено в отчете по итогам коллегии ФНС. На коллегии налоговики сетовали, что на протяжении 2006--2009 годов при администрировании земельного налога они сталкиваются с проблемой несвоевременного получения кадастровой стоимости земельных участков, поскольку в передаваемых Роснедвижимостью сведениях о владельце земельного участка при наличии кадастрового номера отсутствует кадастровая стоимость, являющаяся налоговой базой по земельному налогу. Есть и проблемы при исчислении земельного налога по земельным участкам, занятым многоквартирными жилыми домами. У инспекторов нет возможности начислить земельный налог собственникам-налогоплательщикам, так как у них нет информации о доле собственника помещений в многоквартирном жилом доме.
То, что более тесное сотрудничество налоговиков с регистраторами сработает на собираемость налогов, ФНС доказывает на примере Тверской области. Так, при снижении поступлений в бюджетную систему в целом по России на 7% в Тверской области отмечается рост на 10%. По консолидированным бюджетам регионов в целом по России поступления снизились на 11%, по консолидированному бюджету области поступления остались на уровне прошлого года. "Эти результаты стали возможны благодаря отлаженному взаимодействию управления ФНС России по Тверской области, управления Федеральной регистрационной службы по Тверской области, управления Роснедвижимости по Тверской области, а также при активном содействии губернатора", - заверяет ФНС в своем отчете.
- Един во всех налогах
Информацию, полученную от Росрегистрации, ГИБДД и других органов, ФНС предлагает фиксировать в карточке налогоплательщика-гражданина. Как сказано в отчете, в Налоговый кодекс необходимо принять поправки, "установив возможность направления единого налогового уведомления по всем имущественным налогам в адрес одного налогоплательщика". Сейчас налоговая инспекция рассылает гражданам отдельные уведомления по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество. Это происходит в разные сроки, иногда по разным адресам, так как автомобиль или квартира могут быть проданы, однако инспекция не получила сведений о новом владельце вовремя. По словам Михаила Мокрецова, предлагаемые изменения в итоге позволят повысить уровень доходов региональных и местных бюджетов.
- Безавансовые платежи
Для упрощения администрирования налогов ФНС предлагает отменить авансовые платежи по земельному и транспортному налогам. Служба объясняет это тем, что действующая система приводит к излишним тратам налоговиков и беспокойству налогоплательщиков. Поэтому Михаил Мокрецов предлагает вместо уведомлений о необходимости уплатить аванс высылать только уведомление уплатить налог. Это нужно будет делать по окончании налогового периода, то есть календарного года. Впрочем, авансовые платежи есть не во всех регионах - например, в Москве транспортный налог уплачивается единожды. Однако для граждан из тех регионов, где они есть, предложение Михаила Мокрецова будет нелишним. "В условиях кризиса любой фиксированный платеж выгодно делать как можно позднее. Инфляция, рост курса доллара делают рубль, а соответственно, и платеж дешевле", - говорит партнер компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов. Впрочем, сэкономленная сумма в любом случае не будет большой. Отмена авансов в большей степени выгодна ФНС и государству в целом. Михаил Мокрецов уже говорил, что одно заказное письмо с уведомлением обходится службе в 34--36 рублей, а сумма авансового платежа иногда меньше.
ЧТО ГЛАВНОЕ В АДМИНИСТРИРОВАНИИ НАЛОГОВ С ФИЗЛИЦ?
ВАЛЕРИЙ ДРАГАНОВ, первый зампред комитета Госдумы по промышленности (фракция «Единая Россия»)
Главное - это желание платить налоги самими физическими лицами и большая степень доверия между ними и Федеральной налоговой службой, причем гораздо большая, чем между юридическими лицами и администраторами. А это в свою очередь говорит о росте культуры и самосознании людей. Но, несмотря на то что в нашей стране единая ставка, все равно платить налоги физическим лицам чрезвычайно тяжело. Как показало время, для многих эта ставка очень обременительна.
И тем не менее я считаю, что у нас достаточно высокий уровень уплаты налогов физическими лицами. Правда, возникает вопрос, какую роль в этом играет само физлицо, а какую - работодатель. Естественно, от работодателя зависит очень многое. Скажем, когда была введена серия изменений в налоговом законодательстве (введен единый социальный налог, реализовано валютное законодательство, введены различные меры стимулирования по выплате «прозрачной» зарплаты), то поступлений стало гораздо больше, и эта реформа себя оправдывает. Но если заглядывать в будущее, то можно сказать, что у нас существуют еще очень большие резервы для пополнения бюджета физическими лицами. Что касается объединения имущественных налогов в один, это не является новой дискуссией. Все это чрезвычайно сложно, потому что большинство плательщиков налогов, скажем, бюджетники и представители среднего класса, не всегда владеют тем имуществом, за который могут платить большой налог. А при объединении двух ставок у государства появится очень большой соблазн повысить общую ставку именно за счет имущества, а не за счет заработной платы.
И вообще об этом говорить еще рано. Ведь даже по своей природе это разные налоги, тем более у нас, когда собственность частично приватизирована, частично во время приватизации досталась в наследство от советской власти, а частично куплена или содержится на условиях договора аренды и тому подобное.
МИХАИЛ ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук
Самым главным мне представляется взаимодействие с бизнесом. Потому что именно бизнес определяет, будет платить человек налоги или нет. Ведь это же не свободный выбор работника, но прежде всего выбор самого работодателя. И вся проблема не в подоходном налоге (дело даже не в том, плоский он, правильный или неправильный), а в едином социальном налоге и в том, что он носит регрессивный характер. Для большинства людей он очень высок. Сейчас совокупное налогообложение фонда оплаты труда составляет 34%, а с 1-го января уже будет 44%. Представьте, приходите вы на работу, ожидаете какую-то свою небольшую зарплату, а вам говорят: «Дорогой товарищ, выбирайте - либо вы будете получать 100 рублей в конвертике, либо сейчас «по-белому» 66 руб., а с нового года - 56 рублей». Вот в чем вся проблема администрирования подоходного налога, ведь он у нас привязан к единому социальному налогу. Конечно, есть определенные исключения, но, как правило, если вы платите подоходный налог, то платите и социальный. Но единый социальный - абсолютно несправедлив, и поэтому саморазрушаем.
И еще. На самом деле сейчас у нас нет взаимоотношений Федеральной налоговой службы с физическим лицом. Сегодня такие взаимоотношения могут возникнуть только в двух случаях: либо физическое лицо что-то очень круто нарушило и "попало", либо когда можно получить налоговый вычет. Кстати, тех, кто получает налоговый вычет, довольно-таки много. Если у вас ощутимая зарплата, то в принципе вы можете получать обратно деньги (пусть и не очень большие), скажем, за обучение, на лечение и тому подобное.
АНДРЕЙ МАКАРОВ, зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция «Единая Россия»)
А разве проблемой налоговой службы является то, что люди не могут зарегистрировать объект собственности и не могут заплатить налог? Ведь самое главное то, что налогоплательщики не могут зарегистрировать свой дом, свою землю и другие объекты собственности. И для того чтобы это сделать, им нужно тратить нервы, силы и годы. Но это, конечно, не является проблемой налоговой службы или налогового администрирования. Так что одним из главных вопросов является вопрос получения информации.