Повышение с 2011 года страховых взносов, которые придут на смену ЕСН, будет бизнесу компенсировано, пообещал помощник президента Аркадий Дворкович. Скорее всего, за счет снижения ставки НДС. Глава Минфина Алексей Кудрин тут же назвал это «заявлениями на публику». Кризис – не самое лучшее время для экспериментов, признают эксперты.

Власть не готова выполнить просьбу бизнеса еще повременить с реформой ЕСН. «Фактически принято решение об увеличении с 2011 года страховых взносов», – заявил помощник президента Аркадий Дворкович на форуме Российского союза промышленников и предпринимателей в среду. Но это повышение будет бизнесу компенсировано. Наиболее рациональный способ – снижение ставки НДС, считает Дворкович. Мы не должны допускать увеличения финансовой нагрузки на бизнес с 2011 года, так как это снизит конкурентоспособность российского бизнеса в период после кризиса, объяснил он логику этого решения.

Неуступчивость власти в вопросе ЕСН понятна, она и так на год перенесла повышение ставки отчислений в социальные фонды. Изначально предполагалось, что реформа ЕСН произойдет с 1 января 2010 года. Налог планировалось заменить страховыми взносами в три фонда – Пенсионный фонд (26%), Фонд социального страхования (2,9%) и Фонд обязательного медицинского страхования (5,1%). Общая сумма отчислений, таким образом, повысилась бы с 26% до 34%. Одновременно реформа подразумевала переход с регрессивной на плоскую шкалу отчислений, планка которой установлена на уровне 415 тысяч рублей в год (примерно 34 500 рублей в месяц).

Но на прошлой неделе премьер Владимир Путин заявил, что реформа с переходом к плоской шкале хоть и состоится в срок, но ставка отчислений в фонды будет повышена лишь через год. Эта отсрочка дорого обойдется федеральному бюджету. Чтобы компенсировать недопоступление отчислений в Пенсионный фонд, в 2010 году из госказны туда придется направить до 780 млрд рублей. В условиях кризиса, при тающей финансовой «заначке» правительства еще один год такой помощи власть не может себе позволить.

Однако компенсация роста налоговой нагрузки за счет НДС – тоже вещь спорная. Минфин против, тут же дал понять Алексей Кудрин.

«Я думаю, что мои коллеги не посчитали, не взвесили... Я думаю, что это были заявления на публику, потому что приятно всегда быть либералом», – пригвоздил Дворковича министр финансов.

Снижение в условиях кризиса одного из ключевых налогов может нарушить хрупкое равновесие, восстановившееся поле первой волны кризиса, предупредил он: «Если одним решением эта сбалансированность нарушается, то это удар в виде высоких ставок кредитов, рисков девальвации. И мы должны спросить: эта политика привела к улучшению российской экономики?»

По мнению Кудрина, разговоры о возможном снижении налогов можно начинать вести не ранее весны 2010 года, когда будет ясно, как пройдет 2009 год, какая будет инфляция и какие проблемы появятся.

И вообще, не надо забывать, что бизнес уже получил уменьшение налогов, сказал Кудрин. Это снижение налога на прибыль с 24% до 20% и увеличение амортизационной премии с 10% до 30%.

Но Дворкович нашел поддержку в лице представителей Минэкономразвития. К лету министерство подготовит предложения, как следует компенсировать повышение страховых взносов с 2011 года, заявил советник министра экономического развития Сергей Беляков. Решения нужно принять уже в 2009 году, чтобы бизнес мог планировать свою жизнь и не начал уводить зарплаты в тень, готовясь к повышению страховых взносов. По его мнению, больше всего реформа ЕСН ударит по перерабатывающим секторам, сфере услуг, здравоохранению, образованию и малому бизнесу.

В этих условиях бизнесу остается только надеяться, что «возобладает позиция помощников президента», заявил по окончании конференции глава РСПП Александр Шохин.

«Происходит уже порядком надоевшее «бодание», дискуссия между Минфином и Белым домом, а теперь администрацией президента», – отмечает экономист ИК «Тройка-Диалог» Антон Струченевский. «Когда был бум в экономике, НДС предлагалось снизить до 12–13%, однако Минфин подсчитал, что такое снижение приведет к вычету из доходов бюджета на 2010 1,2% от ВВП, – напоминает экономист ING GroupТатьяна Орлова. – Сейчас все то же самое: партия роста ратует за снижения НДС, а партия стабильности – за сохранение. Экономическая ситуация изменилась, а позиции остались прежними».

Но в нынешних условиях противостоять Кудрину будет сложнее. Надо было заниматься вопросами снижения НДС, только когда появились первые признаки кризиса, говорят эксперты. «Сейчас время упущено. Когда дефицит бюджета составляет 8% от ВВП, заливаются новые триллионы в финансовую систему, Минфин грудью ляжет на амбразуру, чтобы защитить поступления в бюджет», – уверен директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. В Англии НДС был снижен с 17,5% до 15% на 13 месяцев, говорит эксперт, мы же снизили налог на прибыль, что в текущих условиях кризиса кажется неоправданным. «Прибыли становится мало, или в качестве «естественного антикризисного поведения» она списывается компаниями «в ноль», благо к этому наш бизнес за прошлые годы привык». Если же снижать налоги сейчас, то «у нас и волки (государство) останутся голодными, и мы не досчитаемся овец бизнеса», – отмечает Николаев.