Вчерашняя коллегия Министерства экономического развития ознаменовалась тремя сенсациями. Автором первой стал Алексей Кудрин. Он спрогнозировал вторую волну кризисных явлений в российской экономике.
Вторую создали Эльвира Набиуллина и Сергей Шаталов. Они против замены единого социального налога (ЕСН) на страховые взносы, однако Набиуллина призывает пересмотреть размер этих взносов: ставка 34% слишком высока. При этом снижать налоги из-за дефицита бюджета также нельзя. В результате Минэкономразвития снимает с повестки дня вопрос о снижении налога на добавленную стоимость (НДС).
Третья сенсация - инициатива Набиуллиной ввести процедуру реструктуризации задолженности физических лиц. Фактически речь идет о новой версии проекта закона о банкротстве физических лиц. Предыдущая версия была отправлена правительством на доработку. Если новая попытка Минэкономразвития станет удачной, то граждане, столкнувшиеся со снижением доходов, могут потребовать от своих кредиторов отсрочить выплаты по долгам до лучших времен.
- Налоговый союз
Вчера фактически оформился налоговый союз Минфина и Минэкономразвития. Что раньше казалось просто невозможным, так как Алексей Кудрин никак не мог договориться с Эльвирой Набиуллиной о снижении НДС с 18 до 12%. Снижать налоги, конечно, никто во власти не согласен. Но отвечающий в Минфине за налоги статс-секретарь - замминистра Сергей Шаталов все же заявил: увеличивать налоговую нагрузку на бизнес в нынешних условиях нельзя.
Напомним, в сентябре прошлого года правительство одобрило реформу социального налога, разработанную Минздравсоцразвития. С 2010 года единый социальный налог (ЕСН) предлагается заменить на страховые взносы. При этом фискальную нагрузку на фонд заработной платы предлагается поднять до 34% против сегодняшних 26% (ставка ЕСН). Ведомство Алексея Кудрина призывало не отказываться от ЕСН. Максимальную ставку социального налога предлагалось повысить с 26 до 29% только в 2020 году, но с 2010 года в четыре раза (с 280 тыс. до 1,1 млн рублей) поднять размер средней годовой зарплаты сотрудника, с которой начинает действовать пониженная ставка ЕСН. По замыслу Минфина это привело бы к росту эффективной ставки налога: из-за роста заработной платы последние несколько лет она была намного ниже 26%.
Чтобы покрыть дефицит пенсионной системы, ведомство Алексея Кудрина также предлагало фактическое повышение подоходного налога с 13 до 16% для родившихся после 1968 года (3% дополнения к подоходному налогу предлагалось назвать социальными отчислениями, которые потом вернулись бы гражданам через пенсии). Однако ни одну из инициатив Минфина премьер Владимир Путин не одобрил.
В апреле правительство обсудит основные направления налоговой политики на 2010-2012 годы и вернется к реформе социального налога. Впрочем, позиции Минэкономразвития, Минфина и Минздравсоцразвития уже ясны. Никто не возражает против замены ЕСН на страховые взносы. Однако Минэкономразвития вместе с Минфином предлагает пересмотреть размер страховых платежей. Ставка 34% чрезмерно высока.
«Мы исходим из невозможности повышения налогового бремени на экономику в нынешних условиях», - заявила Набиуллина.
Вторил ей и Шаталов: «В новых экономических условиях можно пересмотреть принципы пенсионной реформы и реформы единого социального налога. Новые расчеты показывают, что пенсионная система уже не будет сбалансирована благодаря тем решениям, которые предполагались ранее». По словам Шаталова, реформа, предлагаемая Минздравсоцразвития, усилит нагрузку на бизнес, «но не добавит автономности (независимости от дотаций из федерального бюджета. - «Газета») пенсионной системе».
Фактически Минэкономразвития и Минфин шлют сигнал главе Минздравсоцразвития Татьяне Голиковой скорректировать ранее намеченные планы по повышению соцналога. В Минздравсоцразвития к диалогу готовы. «Но следует помнить, что неповышение социального налога приведет к тому, что уже через пару лет мы будем отдавать половину, а в 2020 году - 80% федерального бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда», - отмечает источник в ведомстве Голиковой.
Владимир Путин, проводя вчера совещание по проблемам пенсионной системы, заявил, что ее развитие должно происходить «по ранее намеченному плану». Среди намеченных мер премьер назвал переход к страховым взносам, развитие системы софинансирования накопительной части пенсий и другие меры. Однако о фактическом повышении социального налога до 34% премьер не упомянул, так что вопрос о ставке налога остается открытым.
- Пенсионная дыра
Переход от ЕСН к страховым взносам Минздравсоцразвития инициировало для того, чтобы сократить долю федерального бюджета в выплатах пенсий. Фактически при нынешней налоговой системе финансирования пенсионных выплат сама идея пенсионного страхования теряется. Сейчас нагрузка практически полностью ложится на федеральный бюджет, хотя система соцстрахования предполагает, что выплаты по наступившим страховым случаям, то есть выходу на пенсию, должны финансироваться за счет средств, получаемых от тех, для кого страховой случай еще не наступил.
Сейчас из 26% ЕСН в Пенсионный фонд России (ПФР) поступает 20%: 8% - на страховые взносы, 6% - в федеральный бюджет на выплату базовой пенсии и 6% - на накопительную часть пенсии. Если нынешний ЕСН все же с 2010 года будет заменен на страховые взносы работодателя, то страховой взнос в Пенсионный фонд составит 26% фонда оплаты труда. Это позволило бы значительно сократить долю федеральных средств в бюджете ПФР.
Бюджет ПФР на 2009 год на 63% финансируется за счет средств федерального бюджета, причем изначально планировалось, что доля бюджета составит 52%. «Перевыполнение» плана связано с дополнительными индексациями пенсий: из-за растущей инфляции правительство проиндексирует их в текущем году четыре раза вместо трех и в увеличенном размере.
Как сообщили в ПФР, бюджет фонда на 2010 год, безусловно, претерпит большие изменения, однако конкретных цифр пока нет. Они зависят от обсуждения данной проблемы в правительстве.
- Человек на мели
Безусловно антикризисной мерой является объявленная вчера Эльвирой Набиуллиной реструктуризация задолженности физических лиц.
История с введением института банкротства физических лиц давняя. Впервые Министерство экономического развития предложило внести поправки в Гражданский и Налоговый кодексы, а также в закон «О несостоятельности (банкротстве)» в 2006 году. Затем ведомство вынашивало планы написать отдельный закон о банкротстве физических лиц. В апреле 2008 года он был готов, но в Белом доме документ приняли в штыки.
В Министерстве экономического развития опять вернулись к идее написания поправок, а не целого закона. В июне замминистра Анна Попова даже анонсировала их скорое принятие. Опять не сложилось. Вчера Эльвира Набиуллина заявила, что ведомство все-таки будет писать отдельный законопроект.
«Нам нужны правовые механизмы для цивилизованной процедуры реструктуризации задолженности физических лиц», - отметила она, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты». Источник в министерстве уточняет, что в основе нового законопроекта будет документ, который министерство уже вносило в Белый дом. При этом понятие «банкротство физического лица» пока строго не определено.
«Есть опасения, что это неправильно поймет население и граждане-должники будут бояться объявлять себя банкротами, хотя на самом деле это им выгодно, так как позволяет защитить себя от полного разорения», - объясняет источник.
Вместо термина «банкрот», скорее всего, появится более нейтральное определение граждан, попавших в долговую яму.
«Сама процедура реструктуризации задолженности по сравнению с ранее озвученными предложениями министерства изменится не сильно», - добавляет представитель ведомства. Процедура предусматривает для заемщика два выхода. Первый: если он в состоянии вернуть долг, тогда реструктуризация задолженности будет на пять лет. Второй: если заемщик рассчитаться не в состоянии, состоится частичная распродажа имущества гражданина (подробнее см. справку).
Эксперты положительно оценивают инициативу Минэкономразвития. «Закон необходим. Сам факт, что правительство обсуждает проблему долгов физических лиц и пытается выявить все плюсы и минусы революционного для страны законопроекта, позитивен», - уверен председатель думского комитета по собственности Виктор Плескачевский.
- На сколько можно отсрочить повышение социального налога?
ДАВИД ЯКОБАШВИЛИ, председатель совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»:
- Если бы это было возможно, то я бы попросил вообще отсрочить выплаты социального налога, наверное, года на три. Это повышение не нужно, потому что сейчас и так очень сложная ситуация и огромное количество предприятий все равно столкнется с трудностями. Мы уже просили правительство о том, чтобы государство прокредитовало нас в виде наших же налогов (НДС, социального налога, налога с оборота и так далее), которые мы должны выплатить. Это было бы совсем неплохо, потому что мы платили бы определенный процент, и в течение этих трех лет это влило бы здоровую кровь в систему кровообращения нашей экономики. Конечно, можно подходить к вопросу так: кто выживет - тот и выживет. Такая позиция тоже имеет право на существование. Но вопрос в том, сколько предприятий смогут это выдержать. Если выдержит одно или даже десять из ста, все равно это будет плачевно. Но я не могу сказать, что выдержат 90 или даже 50 из 100 предприятий.
ОКСАНА ДМИТРИЕВА, член комитета Госдумы по бюджету и налогам (фракция «Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь»), доктор экономических наук, профессор:
- Этот налог вообще не надо повышать. Нужно отказаться от накопительной части пенсии, потому что она все равно обесценивается и подвержена очень большим рискам (события этого года - лучшее тому доказательство). И еще нужно отменить регрессивную шкалу и сделать плоской шкалу единого социального налога. Сейчас ЕСН составляет 26%, и если по нему не будет регрессии, если облагать все выплаты единым социальным налогом (вознаграждение членов совета директоров, бонусные выплаты топ-менеджменту), тогда закроется дефицит Пенсионного фонда. А еще для того, чтобы повысить пенсии, нужно финансировать их по инвалидности за счет федерального бюджета, отменить накопительный элемент и усилить страховой. Пенсии по инвалидности нужно платить исходя из другого механизма, ведь не может же инвалид выработать такой объем пенсии и на таких же условиях, как здоровый человек.
ГАВРИИЛ ПОПОВ, президент Международного университета в Москве:
- Людям надо давать возможность нормально зарабатывать, а не выплачивать им социальные выплаты. Все эти советско-собесовские моменты - пережитки прошлого. Нужно создавать условия для роста производительности труда, а всю нашу социально-налоговую политику я считаю лишь способом ухода от главного. Если люди начнут сами зарабатывать, то они будут социально независимы. А если они получают блага от кого-то, то они от них и зависят. Но пенсионеры и инвалиды должны получать социальные пособия.
КОНСТАНТИН ТИТОВ, зампред комитета Совета федерации по социальной политике и здравоохранению, бывший губернатор Самарской области, доктор экономических наук:
- Надо его отсрочить надолго и сначала научиться собирать существующие налоги. Кроме того, есть возможность ввести дополнительные пенсионные позиции: у нас есть государственные и добровольные (частные) пенсионные фонды. Кстати, последние находятся на неравных правах даже со страховыми организациями. Поэтому все это надо рассматривать в комплексе и комплексно подходить к решению проблемы, что и позволит снизить единый социальный налог или, по крайней мере, его не повышать. А если не все с этим согласны, то это можно обсуждать. Скажем, у нас есть отложенные пенсии, которые могут быть использованы в ценных бумагах и которые могут дать дополнительный доход пенсионеру. Но мы почему-то всегда говорим о доходах Пенсионного фонда или же о доходах медицинского страхования, а ведь надо говорить о конкретном человеке и давать ему возможность самому ко всему этому приобщиться. К сожалению, сейчас мы отталкиваемся лишь от одной позиции: население стареет - и это очень хорошо, потому что увеличивается продолжительность жизни. Но ведь нет прироста молодежи, и поэтому для того чтобы выплачивать пенсии, мы должны повысить социальный налог. А ведь эту задачу можно решать и другими способами, создавая в том числе и безналоговые льготы для предпринимательства и бизнеса. И еще. Например, в Ирландии не берется подоходный налог с зарплаты 500 евро (а для наших условий это примерно 300 евро). Это дает Ирландии возможность быть одной из самых устойчивых в мире финансовых держав. И почему бы нам также комплексно все не решать, а не исходя лишь из какой-то одной позиции. И нужно ввести прогрессивную налоговую шкалу, а то ведь у нас сейчас платят налог 13% и с маленьких, и с больших доходов. Тогда станет возможной, скажем, перекачка бюджетных ресурсов в Пенсионный фонд. И еще надо дать больше экономической свободы частным пенсионным фондам.