В четверг премьер-министр Владимир Путин вместе с членами своего кабинета появился в городе Кириши. Здесь, в Ленинградской области, расположен нефтеперерабатывающий завод "Сургутнефтегаза" Киришинефтеоргсинтез. Разумеется, выездное совещание было посвящено проблемам ТЭК.
Буквально с самого начала своего премьерства Владимир Путин выделил нефтянку в качестве приоритетов деятельности Белого дома. Меньше чем через неделю после вступления в должность, 14 мая, он отправился в Ленинградскую область, где было объявлено о мерах поддержки ТЭК. В частности, глава правительства призвал ввести каникулы при разработке месторождений на шельфе, на Ямале и в Тимано-Печорском бассейне. Предложение почти сразу было одобрено Госдумой и Советом Федерации, российские нефтяники, как полагали в правительстве, смогли ежегодно получать дополнительный доход до 140 млрд рублей.
Майская встреча, а также последующая июльская поездка премьера в Северодвинск состоялись в докризисное время. Никто не мог предполагать, что стоимость топлива в 147 долларов за баррель в июле 2008 года уже к декабрю упадет до 33 долларов за баррель. Сейчас, как известно, цена колеблется в районе 40 долларов и не дает покоя как Кремлю, так и правительству: обещанный к началу февраля макроэкономический прогноз до сих пор не внесен на рассмотрение кабмина. "Это как раз то, что можно без преувеличения назвать драматическим изменением на рынке", - признался премьер.
Всю вторую половину прошлого года и начало текущего Владимир Путин шел навстречу ТЭК, например, то и дело снижая экспортную пошлину на нефть. К февралю 2009 года ставка достигла 100,9 доллара за тонну, что в пять раз меньше значений августа 2008 года (тогда ставка составляла 495 долларов за тонну). Правда, экспортная пошлина не успевала опускаться вслед за падающими ценами на нефть, и в некоторый период добыча нефти становилась вовсе не рентабельной: в результате, по данным минфина, отечественные нефтекомпании потеряли около 7 млрд долларов.
Кроме того, с начала 2009 года был увеличен необлагаемый минимум при расчете ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть с 9 до 15 долларов за баррель. Однако такого набора антикризисных мер нефтяникам оказалось недостаточно, и теперь правительство собирается оказать дополнительную помощь. На прошлой неделе в интервью The Wall Street Journal глава
"ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов выразил надежду, что предложение нефтедобытчиков снизить налоговое бремя в общей сложности еще на 10 млрд долларов будет поддержано властями. Между тем, по подсчетам самого премьера, в результате помощи фискальная нагрузка на отрасль сократилась примерно на 500 млрд рублей.
- Мы вправе ожидать, что оставляемые в отрасли средства будут направлены на инвестпрограммы и геологоразведку, добычу и переработку, то есть не потрачены на бонусы и другие непервоочередные вещи, - предупредил глава Белого дома.
Впрочем, многие ожидали, что Владимир Путин обсудит с нефтяниками будоражащую экспертные круги идею о замене НДПИ и экспортной пошлины на налог на сверхдоходы. Возможность рассмотрения этой темы не исключил и замглавы минэкономразвития Станислав Воскресенский. Учитывая, что нефтяная отрасль формирует доходную часть федерального бюджета на 43% (около 4,5 триллиона рублей), тема вызывает неоднозначное отношение. Главный аргумент против налога: его слишком тяжело считать и проверять достоверность данных - инвестор будет заинтересован завышать затраты. Главный аргумент "за": нефтяной отрасли требуется изменение (читай - облегчение) налогового режима в свете падения добычи и цен на "черное золото".
Главным докладчиком на совещании стал министр энергетики Сергей Шматко. Из речи министра стало ясно, что добыча продолжает падать, нефтянка захлебывается от дефицита средств и т.д. " А средняя фискальная нагрузка на российские компании в 2008 году составила свыше 57% от выручки, что более чем в два раза превышает уровень мировых конкурентов", - почти негодующе заявил министр. По его словам, эффект девальвации рубля, от которого традиционно выигрывают экспортно ориентированные отрасли, снимается на 60% фискальными органами.
- Так налоги же остаются стабильными, - возмутился в свою очередь Путин.
Между тем участники совещания все же приняли решение заменить НДПИ налогом на сверхприбыль, рассказал после совещания Шматко. "С экспортными пошлинами будем пока аккуратными", - добавил министр.
Путин примерно очертил будущую модель налогообложения для новых нефтегазовых месторождений. Она подразумевает фискальные поборы уже с прибыли компаний. При этом, по словам премьера, "нужно сохранить как прозрачность администрирования, так и ее эффективность с точки зрения государственных интересов". "Новый налог должен высчитываться по аналогичной схеме, как и действующий во всей экономике налог на прибыль", - сообщил "РГ" министр энергетики.
Что же касается эксплуатации новых месторождений в Восточной Сибири, которые призваны наполнить направленный на азиатский рынок нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан", Владимир Путин предложил снизить экспортные пошлины для добываемого здесь "черного золота" ввиду дорогой транспортировки и неразвитости инфраструктуры. Шматко тут же пожаловался, что при тарифе транспортировке нефти по ВСТО, составляющем 16 долл. за баррель, добыча в этом регионе становится нерентабельной.