Квадратные метры торговой площади, облагаемые «вмененным» налогом, не включают в себя территории для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Традиционно торговые помещения отделяются от складских на основании инвентаризационных документов. Но так ли уж необходимо это документальное оформление, если разделение, как говорится, налицо?

Среди прочих видов деятельности, которые подпадают под обложение ЕНВД, розничная торговля является, пожалуй, наиболее популярной и распространенной. Согласно требованиям статьи 346.26 Налогового кодекса в рамках вмененного «спецрежима» предприниматель или фирма вправе использовать для своего бизнеса торговую площадь не более 150 квадратных метров. Именно из этого показателя и рассчитывается единый налог, который они при этом обязаны уплачивать в бюджет. Проще говоря, сумма бюджетного платежа напрямую зависит от размера торговой площади. А это, в свою очередь, рождает немало споров между бизнесменами и проверяющими относительно того, как должны рассчитываться «розничные» метры. Подобные конфликты уже не раз приходилось решать судьям в самых разных частях страны, недавно же с очередной такой задачей столкнулись арбитры Дальневосточного округа (постановление от 1 августа 2008 г. № Ф03-А59/08-2/2392 по делу № А59-3145/07-С15).

  • Оформление подвело…

Началось все более чем традиционно: налоговики провели выездную проверку деятельности одного южносахалинского предпринимателя. Ее результатом стало решение о привлечении бизнесмена к ответственности в связи с неполной уплатой единого налога за трехлетний период, а также взыскание штрафа на основании статьи 122 Налогового кодекса. Основание, как нетрудно догадаться, якобы имевшее место занижение площади торгового зала.

Дело в том, что, как и многие его коллеги, коммерсант вел торговлю на арендованной площади. Часть квадратных метров, переданных ему во временное пользование, предназначалась непосредственно для обслуживания посетителей, продажи товаров, оформления кассовых операций и т. д. В то же время арендованные метры частично предназначались и для хранения товара, то есть включали в себя не что иное, как склад. Правда, оформляя отношения с фирмой-арендодателем, бизнесмен не учел один важный момент. Согласно положениям статьи 346.27 Налогового кодекса площадь торгового зала определяется на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Четкого выделения из всех арендованных метров тех из них, на которых располагался торговый зал, в имевшихся у него бумагах не было, что, собственно, и стало поводом для столь сурового наказания. Впрочем с самим фактом разделения площади на торговую и складскую налоговики не спорили. Более того, информация об этом содержалась в протоколе осмотра территорий, составленном самими инспекторами в ходе проверки. Этот документ в итоге и сыграл на руку предпринимателю.

  • …но вывод очевиден

Как отметили судьи, технический паспорт вовсе не является единственным, бесспорным и достаточным доказательством размера площади торгового зала, фактически используемой предпринимателем для осуществления розничной торговли. Ведь как следует из вышеупомянутой статьи 346.27 Кодекса, к таковой относится площадь всех помещений и открытых площадок, непосредственно используемых для торговли. Что же касается площади, используемой для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, на которой не производится обслуживание покупателей, то при определении суммы «вмененного» налога она в расчет приниматься не должна.

  • Правило или исключение?

Интересно, что такое мнение дальневосточными арбитрами высказывалось и ранее. Так, несколько месяцев назад судьи того же ФАС в своем постановлении от 23 мая 2008 года № Ф03-А73/08-2/1647 по делу № А73-8398/2007-63 уже отмечали, что отсутствие «документального» разделения арендованной площади на склад и торговый зал не может являться аргументом, «перекрывающим» фактическое использование квадратных метров в разных целях. Хотя подобный вывод все-таки относится к категории исключений. Так что документальным оформлением отношений с арендодателем, предоставляющим в пользование торговую площадь, пренебрегать все-таки не стоит. Тем более что в этом случае четко прописанные цифры по тем или иным арендованным территориям, не оставят шансов проверяющим в случае возникновения спорной ситуации.