Вслед за Мосгордумой решение об увеличении транспортного налога приняла и Московская областная Дума. 11 сентября 2008 года депутаты внесли изменения в закон "О транспортном налоге в Московской области". Поскольку транспортный налог поступает в региональные бюджеты и идет на содержание дорог, местные власти серьезно заинтересованы в увеличении ставки и хорошей собираемости налога.

Напомним, что размер транспортного налога устанавливается законами субъектов Федерации. Приведенные в Налоговом кодексе ставки могут быть увеличены или уменьшены региональными властями, но не более чем в пять раз. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств. Таким образом, полномочия регионов в регулировании ставки этого налога мало ограниченны.

Согласно принятым изменениям налоговая ставка в Московской области для автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил установлена в размере 7 рублей за одну силу в год, от 100 до 150 "лошадок" - 26 рублей, для машин от 150 до 200 лошадиных сил - 39 рублей, от 200 до 250 "лошадок" - 65 рублей, свыше 250 - 130 рублей за одну силу. Ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил не изменилась.

Одновременно в целях привлечения в Московскую область экологически чистого транспорта и стимулирования уже работающих транспортных организаций к использованию двигателей нового поколения установлены дифференцированные ставки транспортного налога по грузовым автомобилям и автобусам в зависимости от срока их эксплуатации. Например, разница в величине транспортного налога для автобусов и тяжелых грузовиков (имеющих двигатель мощностью свыше 200 л.с.) до 5 лет и свыше этого срока составляет примерно 20 процентов.

В Подмосковье налог был повышен вслед за столицей, где, как и в области, его ставка рассчитывается исходя из мощности двигателя. Но в столице под нажимом общественности была принята более гибкая система налогообложения. Вместо бывших пяти категорий автомобилей введена дополнительная градация (восемь категорий), что сделало повышение ставки налога более равномерным. Кроме того, повышение налога не затронуло московских автомобилистов, эксплуатирующих не более 125 "лошадок". Были введены дополнительные льготы для некоторых категорий населения, в частности, не обойдены вниманием многодетные семьи. В результате подмосковные владельцы некоторых моделей автомобилей будут платить больше, чем в Москве.

Решение о повышении налога московские власти объясняют ростом автопарка и благосостояния граждан. "В последние годы в Московской области растет количество зарегистрированных транспортных средств, за последние два года их число увеличилось на 12,5 и составляет сегодня более 2,2 миллиона единиц. Одновременно продолжается рост уровня жизни населения Московской области: денежные доходы на душу населения выросли с 10,7 тысячи рублей в 2005 году до 20,4 тысячи рублей в 2007 году (в 1,9 раза); отношение денежных доходов населения к величине прожиточного минимума также возросло соответственно с 3,3 до 4,6 раза, индекс потребительских цен в Российской Федерации за этот же период возрос в 1,3 раза, а ставки транспортного налога в Московской области не меняли с 2005 года. В связи с чем и было принято решение повысить их с 2009 года в среднем на 15,6 процента", - говорится в выпущенном Мособлдумой пресс-релизе.

Между тем, несмотря на замеченное подмосковными властями процветание, август стал кризисным месяцем для российского авторынка. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала итоги продаж иномарок в России за восемь месяцев этого года. С января по август в стране было продано 1,43 миллиона иномарок, рост составил 43 процента. Однако в августе продажи увеличились всего лишь на 23 процента - было продано 175,6 тысячи автомобилей. Еще в июле рост составлял 40 процентов по сравнению с июлем прошлого года (в июле этого года было продано 199,3 тысячи).

Отрицательные величины появились в таблицах АЕБ уже раньше. Однако до сих пор падение встречалось в основном у китайских брендов, у Citroen и Daewoo, а также Fiat. Теперь падение коснулось таких грандов, как Chevrolet. Лидер рынка потерял 5 процентов в августе. Кроме того, на 19 процентов упали продажи Mitsubishi, на 7 - Renault, на 8 - Kia, на 48 - Volvo, на 18 процентов - Mercedes-Benz. При этом значительное количество производителей из первой двадцатки снова серьезно увеличило свои продажи в августе: Mazda - на 84 процента, Honda - на 144, Skoda - на 109, Volkswagen - на 70, Peugeot - на 84, Fiat - на 456, Subaru - на 70 процентов.

Снижение продаж ударило прежде всего по массовым моделям. Падение наблюдалось у Renault Logan, входящего в тройку лидеров (5,06 тыс. автомобилей за август, падение на 9 процентов). Упали продажи обеих массовых моделей Chevrolet: Niva на 3 процента (3,5 тысячи) и Lanos на 52 процента (2,9 тысячи). Снизились продажи двух из трех (кроме Qashqai) массовых моделей Nissan: Almera - на 31 процента (1,4 тысячи), а X-Trail (старый и новый) - на 10 процентов (2,2 тысячи). Кроме того, "просели" продажи Kia Spectra на 16 процентов (2,5 тысячи), а также Daewoo Matiz на 13 процентов (3,9 тысячи).