Налоговики бьют рекорды по сбору налогов, бизнес утверждает, что не вынесет такой налоговой нагрузки

Федеральная налоговая служба установила новый рекорд. В июле 2008 года итоги сбора налогов превысили 1,5 триллиона рублей. А всего за семь месяцев этого года собираемость налогов выросла почти на 40 процентов. По мнению экспертов, эти результаты связаны, с одной стороны, с ростом нефтяных цен, с другой - с улучшением качества налогового администрирования. Повышение эффективности фискальной работы стало плохой новостью для бизнеса, который утверждает, что не вынесет такой налоговой нагрузки.

За первые семь месяцев 2008 года бюджетная система России получила по линии Федеральной налоговой службы (ФНС) 6,31 триллиона рублей. Из них в федеральный бюджет поступило 2,71 триллиона рублей, во внебюджетные фонды (Пенсионный фонд и другие) - 0,92 триллиона рублей, остальное - в региональные и муниципальные бюджеты. Поступления в бюджетную систему, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выросли на 37,3 процента. Заметим, что поступления в федеральный бюджет росли быстрее: за январь-июль они составили 5,68 триллиона рублей, что на 46,6 процента больше, чем в прошлом году. Эта разница связана с поступлениями от Федеральной таможенной службы: за семь месяцев этого года ФТС перечислила в бюджет 2,63 триллиона рублей. Подоходный налог за семь месяцев вырос до 0,93 триллиона рублей, что на 39,3 процента больше, чем за соответствующий период прошлого года. Самый большой рост отмечен у НДПИ на нефть, его собрали 0,95 триллиона рублей, на 73,9 процента больше, чем в январе-июле 2007 года. Удивил и налог на прибыль. Его поступления увеличились на 46,4 процента (до 1,65 триллиона рублей).

Основная масса доходов обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (36 процентов), что неудивительно в условиях рекордных цен на сырье, считает Александр Маловицин, из компании "Независимые директора". Рост сборов по остальным налогам объясняется целым комплексом факторов. Нельзя не отметить работу фискальных органов, в результате которой многие фирмы отказались от "серых схем" выплаты зарплаты, прямым следствием чего стало увеличение платежей по ЕСН и НДФЛ. Укрепление экономики и уменьшение объема "теневой" составляющей в расчетах привело к росту доходов и налоговых отчислений по НДС и налогу на прибыль. В то же время необходимо отметить и роль инфляции в увеличении роста налоговых сборов, ведь чем выше цены, тем больше и доход в абсолютном измерении и, соответственно, налоги, уплачиваемые с него. Таким образом, следует признать, что рост налоговых поступлений напрямую не свидетельствует о реальном росте экономики, а во многом является следствием проводимой финансовой политики и позитивной для стран - экспортеров сырья конъюнктурой мирового рынка, говорит эксперт.

Бизнес не рад новым достижениям ФНС. В документе, обнародованном "Деловой Россией" под названием "Надо спасать российское производство", отмечается, что "успешная работа фискальных органов осенью 2007 года заставила практически все предприятия, ранее использовавшие "серые схемы", выплачивать зарплату с уплатой со всей суммы 18 процентов НДС и 26 процентов ЕСН. Это подтверждается ростом собираемости в первом квартале 2008 года НДС - на 58 процентов и ЕСН - на 53 процента". В результате рентабельность предприятий уменьшилась на 6-10 процентов при том, что ранее она составляла лишь 5-7 процентов. Таким образом, отмечается в обращении, многие российские производства стали нерентабельны, что дополнительно подтверждается увеличением импорта в первом квартале 2008 года на 42 процента.

"Российские предприятия, сокращают объемы производства и массово закрываются. Производить стало невыгодно. Проще купить товар в Китае и продать. Это в первую очередь коснулось предприятий малого и среднего бизнеса", - говорится в документе. Единственный выход, по мнению предпринимателей, заключается в срочном, до 1 сентября, уменьшении НДС до 12 процентов. "В противном случае до конца года Россия потеряет до 40 процентов своих производителей, уменьшится объем выпускаемой продукции, будет уменьшаться собираемость налогов (все тех же НДС и ЕСН)". Почему нельзя сделать, как в Канаде: собрали на 17 процентов больше в бюджет, вернули бизнесу эти 17 процентов, считают в "Деловой России".