Сегодня российский бизнес нуждается не столько в снижении налоговых ставок, сколько в улучшении системы налогового администрирования, считает партнер компании «Эрнст энд Янг» Александр Смирнов.

— Александр, какие пробелы в налоговом законодательстве мешают российской экономике?

— Мы полагаем, что снижение налоговых ставок не является приоритетом совершенствования налоговой политики. Уровень экономического развития страны больше требует структурных преобразований налоговой системы путем повышения качества налогового администрирования, эффективности основных налогов, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений. По нашему мнению, именно эта сторона налоговых правоотношений является «лицом» налоговой системы, позволяет объективно и правильно оценить правила исчисления и взимания налогов. Можно изменять ставки налогов, вводить льготные режимы, менять правила вычетов расходов и т.д., но это не приведет к макроэкономическому росту, если не будет достигнут баланс в цепочке взаимоотношений налоговый орган — налогоплательщик — суд. Для современного руководителя предприятия и бухгалтера очень важны упрощение методики расчета налогов и формирования налоговой отчетности, устранение запутанности и неоднозначности нормативной базы.

— Известно, что «Эрнст энд Янг» ежегодно проводит исследования эффективности налоговой политики. Каковы итоги последнего опроса руководителей компаний?

— Наши респонденты отметили следующие особенности. Во­первых, в России для налогового вычета по налогу на прибыль применяются более жесткие правила, чем в большинстве стран мира. При соблюдении принципа экономической оправданности и направленности исключительно на цели получения прибыли они требуют весьма громоздкого документального подтверждения. Во­вторых, не предложены четкие формулировки в области трансфертного ценообразования. Сложности возникают при осуществлении операций между взаимозависимыми лицами, совершении бартерных и внешнеторговых сделок по ценам, отклоняющимся от рыночных более чем на 20%. В­третьих, очень низкую оценку получила система исчисления и взимания НДС, отмечены сложность и запутанность расчетов, формализация критериев, на основании которых компании получают отказ в возмещении и возврате НДС, в том числе и экспортного. Не улучшается ситуация в области рассмотрения жалоб налоговыми органами. Наконец, многие отмечают, что при возникновении разногласий у компаний не остается практически никакого выхода, кроме обращения в суд. Растет не только количество судебных разбирательств, но и доля судебных решений в пользу налогоплательщиков. Такое положение дел свидетельствует о формализованном подходе налоговых органов, следующих букве закона, в отличие от судебной системы, учитывающей его смысл и суть.

— Как вы оцениваете предложения Минфина по совершенствованию системы администрирования?

— На наш взгляд, внимания заслуживает следующее предложение: с 2009 года обжалование решений налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке проводить только после административного рассмотрения в вышестоящем налоговом органе. Эта мера должна повысить эффективность досудебных процедур. Но возникает вопрос: а готовы ли к этому вышестоящие налоговые органы, смогут ли они проявить должную гибкость в трактовке норм налогового законодательства или осведомленность в особенностях бизнеса налогоплательщиков, представляющих различные индустрии российской экономики? Не исключено, что эта мера может привести к затягиванию процесса восстановления нарушенных прав налогоплательщиков. Если и вводить эту норму, то в Налоговом кодексе нужно прописать четкий, исчерпывающий порядок осуществления налоговыми органами производства по досудебному рассмотрению жалоб налогоплательщиков.