У компаний, некогда утаивших часть доходов от государства, появилась надежда на отпущение грехов. Впрочем, произойдет это в том случае, если правительство поддержит инициативу бизнес-сообщества о проведении нового этапа налоговой амнистии, на сей раз - для юридических лиц. Соответствующее предложение прозвучало на прошлой неделе в ходе Четвертого ежегодного конгресса национального бизнеса.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству Владимир Груздев выступил с революционным предложением о проведении налоговой амнистии для юридических лиц. "Главная цель этого предложения – избавить бизнесменов, за которыми числятся "налоговые грешки", от клейма преступников и страха возмездия, – пояснил депутат. – Амнистия нужна тем, кто боится, что вскроется его уклонение от налогов, например, пятилетней давности. Сегодня все изменилось, и нормой стало платить налоги, а не уклоняться от них". В то же время, по словам Груздева, срок давности по налоговым преступлениям пока слишком велик. Предлагаемые поправки рассчитаны на мелкий и средний бизнес и устанавливают временный порог налоговой амнистии – до 1 января 2007 года. А сумма уплаты "компенсационного" сбора колеблется в пределах 13–15% от суммы заявленной недоимки. после чего провинившиеся будут освобождены и от административной, и от уголовной ответственности.

Предполагается, что амнистия распространится на нарушения, допущенные до 1 января 2007 года, в отношении уплаты НДС, налога на прибыль, НДПИ. Исключение - единый социальный налог и налог на доходы физических лиц. Еще одно ограничение: на списание неуплаченных налогов не смогут рассчитывать предприниматели, чьи правонарушения уже установлены судом.

Председатель "Деловой России" Борис Титов отметил, что вопреки утверждениям Минфина налоговую нагрузку на российские предприятия нельзя сегодня назвать низкой. "По экспертным оценкам налоговая нагрузка на юридические лица составляет 51,4%, – заявил представитель бизнес-сообщества. – В таких быстроразвивающихся странах? как Китай, Польша, Индонезия, налоги составляют не более 35–40% от выручки компаний". Таким образом, Россия имеет существенный потенциал по снижению налогов. Согласно данным социологических опросов более 80% предпринимателей считают уровень фискального обременения чрезмерным и называют это обстоятельство в качестве основного препятствия для развития бизнеса. По словам председателя "Деловой России" Бориса Титова, ранее проведенная налоговая амнистия была недоработана с точки зрения ответственности менеджеров.

"Деловая Россия" разработала ряд конкретных предложений по оптимизации налогов, которая будет направлена на стимулирование развития инновационных отраслей и малого предпринимательства. В частности, предлагается ввести льготы по налогу на имущество организаций в части внедрения нового оборудования. Также предприниматели считают целесообразным из суммы налогов возмещать предприятиям до 50% стоимости их затрат на НИОКР. Для стимулирования предпринимательской деятельности пенсионеров предлагается освободить их заработок от ЕСН и НДФЛ.

Самой острой стала дискуссия по НДС. Напомним, лидер единороссов Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по снижению этого налога. Пока Минфин сопротивляется, мотивируя это возможным выпадением бюджетных доходов в размере 1,5% ВВП. "Снижение налогов в течение восьми последних лет было беспрецедентным шагом, и сейчас нужно остановиться", – заявлял ранее министр финансов Алексей Кудрин. Между тем необходимость снижения НДС признают даже чиновники. "Снижение НДС нужно рассматривать как инвестиционный проект, – сказал в своем выступлении на конгрессе помощник президента Аркадий Дворкович. – Этот проект в дальнейшем окупится, так как бизнес откликнется на него своими действиями по росту производительности труда и энергоэффективности". Однако западные специалисты продолжают настаивать на том, что снижать НДС в России до 12% нецелесообразно. Главный экономист Всемирного банка Желько Богетич указал на то, что такое снижение НДС приведет к "огромным потерям для государства", особенно в свете новых расходных обязательств на реформирование инфраструктуры, здравоохранения и образования. В ответ на выступление представителя ВБ Аркадий Дворкович заявил: "Хорошо, что мы сами будем принимать решение по снижению НДС, без учета мнений Всемирного банка и МВФ, хотя большое спасибо – вы внесли большой вклад в реформирование экономики России в 90-е годы".

Дискуссия по НДС продолжилась и на заседании круглого стола, посвященном налоговой политике России. "Налоговая нагрузка по НДС на отрасли машиностроения сегодня составляет 40%, а в нефтегазовом секторе – всего 18%. Поэтому снижение НДС выглядит логичным", – считает заместитель руководителя комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике Сергей Беляков. Заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Игорь Игошин подверг критике позицию Минфина по данному вопросу. "Кудрин произнес свою знаменитую речь о бюджетных потерях в 1,5% от ВВП и о том, что страна этого перенести не сможет. Но в то же самое время Минфин пересмотрел бюджетный прогноз на 2008–2010 годы. И там доходная база оказалась увеличена как раз на эти 1,5%". Эти средства, по словам депутата, были с легкостью отправлены в Стабфонд. Не логичнее ли вовсе отказаться от сбора этих денег, поинтересовался Игошин.

Председатель экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян отметил, что в странах-конкурентах существует целая система льгот для инновационного бизнеса. Мы же последние годы как раз идем путем отказа от налоговых льгот, вводя механизмы унификации налоговых ставок. По-прежнему нет налоговых каникул для инновационного бизнеса. Минфин настаивает на "потолке" в 1 год. Однако срок окупаемости инвестиционных проектов гораздо больше. "Поэтому сегодня вопрос в том, у кого хватит политической воли – у бизнеса или исполнительной власти, чтобы доказать свою правоту", – рассуждает эксперт.

Первый заместитель председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев отметил, что никто не считает существующую налоговую систему однозначно неэффективный. "Она свои задачи выполнила и выполнила неплохо, – заявил депутат. – Сегодня у страны есть уникальная возможность снизить НДС для того, чтобы поддержать именно инновационную экономику".

Другие предложения участников заседания касались изменения амортизационных норм для нового оборудования, используемого в реализации инвестпроектов. По мнению экспертов, необходимо оградить все инвестиционные проекты от увеличения ставок существующих налогов сроком на 7 лет. Предложено также вычитать из налогооблагаемой базы расходы, потраченные на здоровье и обучение персонала. Кроме того, целесообразно снизить пошлины в области патентной деятельности.

Отметим, что единороссы уже работают над корректировкой налогового законодательства. В частности, приняты во втором чтении поправки в Налоговый кодекс, регулирующие специальные налоговые режимы для малого предпринимательства, а также устраняющие противоречия в применении специальных налоговых режимов.

В главу о едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН) вносятся уточнения в порядок налогообложения доходов в виде дивидендов, получаемых налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, и в порядок признания расходов на приобретение права на земельные участки. Законопроект также предусматривает отмену ограничения при переносе убытков на будущие налоговые периоды и уточнение порядка переноса таких убытков. "В целом документ решает существенную часть задач федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства", – прокомментировал принятие поправок председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров. – Вносимые изменения должны повысить рентабельность сельского хозяйства и увеличить привлекательность отрасли для предпринимателей".

Кроме того, принят в трех чтениях законопроект о преференциях в процессе приватизации имущества для предпринимателей. Закон направлен на оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества. Документ предусматривает преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение недвижимого государственного и муниципального имущества по цене, определенной независимым оценщиком. Основное условие – арендованное имущество должно находиться у предпринимателей во временном владении (пользовании) непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором аренды. Площадь арендуемых помещений при этом не должна превышать предельного значения, установленного органами госвласти субъектов РФ.