Неучтенные основные средства, выявленные компанией в ходе инвентаризации, нужно включить в доходы, но амортизацию по ним не начислять. К такому выводу пришел Минфин России в письме от 15.02.08 № 03-03-06/1/97 (ответ на частный запрос).

О наличии такого имущест­ва компании, как правило, прекрасно известно. Просто в ходе инвентаризации выясняется, что какой-нибудь производственный станок или давняя хозяйственная постройка никак не учтены и все документы на них утеряны.

Для целей амортизации первоначальная стоимость определяется двумя способами:

1) по сумме расходов на создание или приобретение основного средства;

2) по рыночной оценке.

Ни тот ни другой, по мнению Минфина, не подходит для излишков основных средств. Первый – потому, что расходы на приобретение не отражены в учете и не подтверждены документально. А второй – потому, что применяется только к безвозмездно полученным основным средствам, к которым, как сказано в комментируемом письме, излишки не относятся. Ведь компания не получает их от кого-то, а находит у самой себя. Стало быть, порядка определения их первоначальной стои­мости в Налоговом кодексе нет. А раз так, то не может быть и амортизации.

В то же время чиновники считают, что излишки надо включить во внереализационные доходы. Но по какой стоимости? В Налоговом кодексе нет ответа на этот вопрос. Это чиновников нисколько не смущает – в отделе налогообложения прибыли (дохода) организаций Минфина России, а также в Контрольном управлении ФНС России нам пояснили, что это однозначно должна быть рыночная стоимость. Аргумент – пункт 8 статьи 250 и пункт 5 статьи 274 НК РФ.

Версия, надо сказать, вызывает сомнения. Ведь в пункте 8 статьи 250 НК РФ говорится о безвозмездно полученном имуществе, коим излишки, по утверждению самих же чиновников, не считаются. А в пункте 5 статьи 274 НК РФ речь идет о рыночной цене сделки, тогда как обнаружение излишков нельзя назвать таковой даже с натяжкой. Но в финансовом ведомстве считают, что эти две нормы можно применять к учету излишков по аналогии. Остается непонятным, почему они не хотят использовать ту же аналогию для амортизации.

Как на это смотрят суды

Арбитражные суды тоже не видят ничего незаконного в том, чтобы включать выявленные излишки в доходы по рыночной стоимости (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.06.07 № КА-А40/5440-07). Но в то же время они считают возможным определять по рыночным ценам и первоначальную стоимость этих излишков для целей амортизации (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского округа от 16.04.07 № А33-8921/06-Ф02-1794/07, Западно-Сибирского округа от 30.11.06 № Ф04-2872/2006(28570-А27-40)). Но этой практики пока мало, поэтому налоговики ее в расчет не принимают.

Так что наименее рисковым вариантом учета излишков основных средств по-прежнему остается такой: в доходы включать, амортизацию не начислять.

Что уменьшит доход от продажи излишков

Доход от продажи выявленных излишков основных средств включается в доходы от реализации. Если следовать логике Минфина, этот доход можно уменьшить только на сумму налога на прибыль, который компания должна была заплатить с рыночной цены излишков в периоде их обнаружения. По мнению чиновников, уменьшить прибыль от продажи излишков за счет расходов на их приобретение или создание или за счет остаточной стоимости (п. 1 ст. 268 НК РФ) не получится. Ведь ни того, ни другого у излишков в отличие от обычных основных средств нет.