
Однако при этом комитет выявил некоторые угрозы для российских посредников.
Ответственный думский комитет в целом поддержал законопроект об уплате НДС в стране нахождения покупателя-физлица при электронной торговле товарами внутри ЕАЭС (564179-8). В случае принятия поправок при поставках интернет-магазинами товаров физлицам НДС будет уплачиваться в той стране ЕАЭС, в которой находится покупатель.
Вводится новая статья об уплате НДС продавцами из ЕАЭС, поставляющими товары российским физлицам. Устанавливаются также особенности постановки на учет в налоговом органе иностранных посредников, через электронные торговые площадки которых реализуются товары налогоплательщиков из ЕАЭС. Также в первой части НК будут прописаны возможности использования личного кабинета налогоплательщика указанными иностранными посредниками.
Законопроект оговаривает переходные положения: российские продавцы смогут принять к вычету НДС, уплаченный в бюджеты стран ЕАЭС в течение 2023 года и 1 полугодие 2024 года, если этот НДС не предъявлялся покупателям (физлицам-гражданам стран ЕАЭС), а уплачивался из средств соответствующего продавца.
Технически изменения будут реализованы путем корректировки места реализации товаров в целях НДС. В настоящее время в целях НДС местом реализации товаров признается территория РФ, в том числе, если товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией. Согласно законопроекту это не будет применяться, если товар ЕАЭС реализуется посредством электронной торговой площадки физлицу-не ИП. Местом реализации будет РФ, только если товар находится в РФ в момент получения покупателем. При этом электронной торговой площадкой будет в этих целях считаться практически любой нормальный интернет-магазин, имеющий функционал для совершения заказа и предоставляющий необходимую покупателю информацию об оплате и доставке.
Комитет отметил некоторое количество недочетов проекта. Предусмотренный вариант возврата уплаченного НДС либо уменьшения налога к уплате не очень подходит российским посредникам. Речь идёт о случаях, когда покупатель возвращает товар либо отказывается от поставки оплаченного товара, и покупателю возвращаются уплаченные средства. В условиях ЕНС, а также с учётом, того что по указанным продажам отдельной отчётности не предусмотрено, устанавливаемый законопроектом вариант уменьшения НДС к уплате невозможно будет применить российским налогоплательщикам.
Кроме того, как выяснилось, законопроект несёт в себе угрозу двойного налогообложения для российских посредников. Ведь пунктом 4 статьи 151 НК предусмотрено, что при ввозе товаров в Россию из ЕАЭС на основании договоров поручения, комиссии, агентских договоров обязанность по уплате НДС возлагается на комиссионера, агента и так далее. Вдобавок к этому законопроект также возлагает на таких посредников обязанности налогового агента. Также комитет отметил ряд нюансов, связанных с регистрацией иностранных налогоплательщиков из стран ЕАЭС и с установлением для них срока, в течение которого они обязаны подать заявление о постановке на учёт в российских налоговых органах.