ФНС рассказала, как действовать налоговикам при подаче гражданских исков к лицам, ответственным за долги организаций, если уголовное дело в отношении этих лиц прекращено по нереабилитирующим основаниям.

С учетом позиции Конституционного суда, высказаной еще в 2017 году, ФНС вдруг решила дать инструкции подчиненным налоговикам о том, как им взыскивать налоговые долги с руководства организаций, если уголовное дело в отношении этих физлиц прекращено по нереабилитирующим основаниям. Например, если истек срок давности, или если гражданин попал под амнистию.

В этом случае предъявляется гражданский иск. Эта ситуация не касается случаев, когда имеется уголовный приговор.

Налоговые органы должны представлять в суды доказательства наличия состава правонарушения физлица, к которому предъявлены требования о возмещении вреда, с тем, чтобы предоставить суду возможность дать им оценку. К числу таких доказательств могут относиться, в том числе, материалы налоговых проверок фирмы, материалы предварительного расследования в отношении физлица, включая сведения об установленных фактических обстоятельствах совершенного деяния, содержащиеся в решении о прекращении уголовного дела.

Особое внимание необходимо уделять доказательствам причастности привлекаемого к ответственности физлица к хозяйственной деятельности организации и влияния на ее действия. В гражданских исках налоговым органам необходимо указывать на презюмирование вины причинителя вреда, поскольку бремя доказывания отсутствия вины возлагается на ответчика.

Вред, причиняемый нарушениями законодательства о налогах и сборах, заключается в непоступлении в бюджет суммы неуплаченных налогов (недоимки) и пеней (последние призваны компенсировать просрочку уплаты). Штраф, наложенный на организацию, в сумму вреда, подлежащего взысканию с физлица, не включается. Но к физлицу могут предъявить требование о возмещении указанной суммы штрафа в качестве убытков.

Наказания должны не только соответствовать характеру совершенного деяния, его опасности, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины. Последствия должны быть адекватными для лица, привлекаемого к ответственности, в том числе, с учетом того, какую выгоду оно получило. При определении факта и степени обогащения могут быть учтены такие факторы, как:

  • изменение уровня материального состояния физлица или связанных с ним лиц (в том числе, членов семьи) в сторону улучшения в период, который может быть связан с совершением преступления, выразившееся в денежной или натуральной форме (деньги, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, ценные бумаги и другое);
  • превышение (в том числе систематическое) расходов физлица и (или) и связанных с ним лиц над официально установленными доходами в соответствующий период;
  • наличие существенных активов у лица и связанных с ним лиц при отсутствии обоснования и доказывания источников их происхождения;
  • прямое либо косвенное (путем создания схемы по распределению выгоды и убытков) направление средств фирмы на обезличенного выгодоприобретателя (фиктивные юрлица, подставные физлица, структуры в иностранных "мутных" юрисдикциях);
  • любой иной прямой или косвенный финансовый (материальный) интерес, выгода, бонус, иные привилегии и преимущества, которые физлицо получило непосредственно или через третьих лиц, их размер;
  • кроме того, личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении виновного лица извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера (то есть, даже если выгоды не было, но был мотив, это также учтется).

Если виновных несколько, то снижение размера ответственности одного исходя из степени его вины должно коррелировать с возложением оставшейся части ответственности на иное виновное лицо.

Необходимо исключать ситуации взыскания ущерба в двойном размере (один раз – с юрлица в порядке налогового законодательства, а второй – с физлица в порядке гражданского законодательства). Привлечение физлица возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых оснований для удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам.

ФНС в письме расшифровала ряд изложенных выше тезисов (письмо довольно объемное), а также привела ряд других позиций (письмо от 9 февраля 2024 года N Д-5-18/23@).