Срок уплаты нового налога на сверхприбыль истекает 29 января. Причем налоговую декларацию компании должны представить еще раньше — до 25 января. Планировалось, что новый сбор принесет в казну 300 миллиардов рублей, но уже в декабре 2023 года поступления составили более 315 миллиардов рублей. Большинство акул бизнеса предпочли заплатить налог или его часть досрочно, чтобы воспользоваться 50-процентной скидкой.
Дисконт за скорость
Президент России 4 августа 2023 года подписал закон о налоге на сверхприбыль крупных компаний, принятый раньше Госдумой и одобренный Советом Федерации. Он вступил в силу 1 января 2024 года.
Новый налог — это единоразовый 10-процентный сбор, введенный для покрытия дефицита бюджета. Платить его должны компании, чья средняя прибыль за 2021-2022 годы превысила один миллиард рублей. Причем поделиться с государством должен не только российский крупный бизнес, но и иностранный, если он числится налоговым резидентом нашей страны и имеет здесь постоянные представительства.
Размер налога определяют как превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год над средней арифметической величиной прибыли за 2018 год и прибыли за 2019 год. Его можно рассчитать по следующей формуле:
(П2021 + П2022) / 2 — (П2018 + П2019) / 2) х 10%
Как нет правил без исключений, так нет и законов без послаблений. От нового сбора освобождены: малые и средние предприятия, молодые компании, созданные после 1 января 2021 года, плательщики единого сельскохозяйственного налога, бизнес, у которого не было доходов от реализации по итогам 2018 и 2019 годов, застройщики, привлекающие деньги через счета эскроу, но только если они не выплачивали дивиденды в 2021 и 2022 годах, а также организации, занимающиеся добычей и переработкой углеводородов, так как они уже отчисляют НДПИ и демпфер на моторное топливо.
Кроме того, чтобы получить средства в бюджет как можно быстрее, государство предусмотрело «пряник»: компаниям, перечислившим налог полностью или частично до 30 ноября 2023 года, предоставляют налоговый вычет, максимальный размер которого равен половине суммы налога. Таким образом, за ранний платеж бизнес может получить 50-процентную скидку.
Налог на сверхприбыль предприятия должны исчислить самостоятельно, а заплатить его не позднее 28 января 2024 года. Налоговые декларации принимают до 25 января. Если сумма налога равна нулю, то подавать декларацию не нужно.
В условиях СВО все средства хороши
Планировалось, что новый сбор должен пополнить российскую казну на 300 миллиардов рублей — такое число фигурировало в финансово-экономическом обосновании к законопроекту во время его обсуждения в парламенте. Зампред Комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин сообщил «Парламентской газете», что эта сумма будет перекрыта.
«По информации Минфина России, на декабрь 2023 года поступление налога составило порядка 315 миллиардов рублей. При этом большинство компаний воспользовались правом на уменьшение налога за счет обеспечительного платежа», — отметил он.
Епишин напомнил, что при принятии закона Минфин заявлял, что основными плательщиками налога на сверхприбыль будут организации, добывающие твердые полезные ископаемые (20 процентов), производители удобрений (19 процентов), металлургическая отрасль (13 процентов), торговля (12 процентов) и банки (9 процентов). Парламентарий считает, что отчисления не скажутся на финансовой устойчивости компаний.
«Учитывая, что уплата налога касается крупного бизнеса, совокупная прибыль которого за период 2021-2022 годов составила более двух миллиардов рублей, и принимая во внимание ставку налога с учетом обеспечительного платежа пять процентов, это не должно резко отразиться на финансовом положении таких компаний», — резюмировал Епишин.
Первый зампред Комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин подчеркнул, что налог на сверхприбыль — это вынужденная мера в условиях проведения специальной военной операции, когда нужно сконцентрировать все финансовые потоки.
«Поскольку против России объявлена гибридная война, которая включает в себя не только технологические ограничения, но и организационные, политические и финансово-экономические, поэтому все меры, связанные с укреплением и стабилизацией экономики и национальной финансовой системы, востребованы и использованы. В том числе и налог на сверхприбыль», — сказал Рябухин «Парламентской газете».
Он отметил, что на фоне роста национальной экономики и доходов консолидированного бюджета такое «обезжиривание» крупного бизнеса может показаться избыточным, но в то время, когда принималось решение, это было неочевидным. «Несколько пакетов мер по активизации экономики, концентрация на высокотехнологичных секторах привели к таким результатам, что мы не просто преодолели спад экономики, на что, видимо, рассчитывал Запад, а сохранили ее сбалансированность и достигли существенного прироста. И налог на сверхдоходы взаимосвязан с другими мерами сохранения устойчивости и развития экономики», — констатировал парламентарий.