Суды отменили решение налоговиков, которым фирме было отказано в вычете НДС с приобретения автомобиля. Путевые листы, оформленные с недочетами, все равно подтверждают использование ТС в деятельности, облагаемой НДС, решили суды. Факт использования заемных средств никак не влияет на вычет.
Учредитель (он же директор) предоставил своей организации беспроцентный заём под приобретение автомобиля Toyota Hilux. Купив его, организация заявила вычет НДС, уплаченного в составе стоимости автомобиля.
Налоговикам не понравилось, во-первых, использование заёмных средств. Инспекторы решили, что займ можно охарактеризовать как фиктивный. Во-вторых, налоговая решила, что автомобиль не используется в облагаемых НДС операциях, поэтому в вычете было отказано, на сумму недоплаченного НДС начислены пени и штраф.
Заем – еще не преступление
Организация оспорила данное решение в суде и добилась своего. Подтверждён факт приобретения автомобиля и его оплаты. Автомобиль имеется в наличии, зарегистрирован органами ГИБДД, принят к бухучёту как основное средство. Не установлена взаимозависимость организации и продавца машины. Не доказано, что автомобиль приобретался для личных целей директора и используется в таких целях. Все документы оформлены надлежащим образом, подписаны уполномоченными лицами.
Суды указали, что факт оплаты автомобиля за счёт заёмных средств, полученных по договору беспроцентного займа, не свидетельствует о неправомерности заявленного вычета. Обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала. К тому же, организация частично – более чем наполовину – вернула займ. Это также опровергает утверждение о том, что займ был фиктивным.
В ход со стороны инспекции пошли также и другие аргументы, которые вообще не имеют отношения к вопросу. Например, налоговики утверждали, что организация владеет также и другим автомобилем, но в суде выяснилось, что он уже продан. Также налоговики пытались крыть тем, что организация не находится по адресу регистрации, но суды указали, что это довод не имеет правового значения для данного спора.
Путевые листы – не обязательно по форме
В подтверждение факта использования автомобиля в служебных целях были представлены путевые листы. Организация несёт эксплуатационные расходы, связанные с содержанием автомобиля: приобретение топлива, проведение техосмотров и тому подобные.
Налоговики решили, что путевые листы оформлены неправильно, поэтому не принимали их во внимание. Однако суды решили иначе: неточности в оформлении путевых листов не исключают возможность принять эти документы к учёту и не лишают их доказательной силы с учётом иных документов и обстоятельств.
Применение формы №3 обязательно только для автотранспортных организаций, то есть для тех, для которых перевозки являются основным видом деятельности. Так что в данном случае эта форма не является обязательным первичным документом для учёта работы легкового автомобиля.
В общем, решение налоговиков отменено в трёх инстанциях (дело А55-23136/2022, кассация Ф06-7373/2023). Подобные решения суды принимают не впервые.
Напомним, что в этом году вносились изменения в реквизиты путевого листа – приказ вступил в силу с сентября. В частности, расширены указываемые в путевом листе сведения о водителе – помимо того, что предусмотрено было и ранее, надо вписывать также реквизиты водительского удостоверения, а также СНИЛС.