Также ведомство со ссылкой на позицию ФАС рассказало, что понимать под "неопределенным кругом лиц". Главный критерий - отсутствие персонификации, даже если получатели рекламы - конкретный адресный список.

Минфин ответил, можно ли в налоговых целях учесть расходы на сувенирную продукцию с логотипом фирмы, вручаемую клиентам. Организация несет расходы на изготовление изделий со своим логотипом – это кружки, фляжки, зонты, кепки и другое, которые вручаются заранее определенному кругу лиц (клиентам).

По мнению Минфина, нет оснований для учета таких расходов по подпункту 20 пункта 1 статьи 265 НК ("другие обоснованные расходы" в составе внереализационных). Но можно учитывать их в составе расходов на рекламу, если соответствующие мероприятия относятся к распространению рекламы.

В соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу, включая участие в выставках и ярмарках. При этом детали описаны в пункте 4 статьи 264 НК. Упомянутые расходы на сувенирку не указаны в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 НК, значит, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Реклама – это информация, в частности, адресованная неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те, которые не могут быть заранее определены, сообщил Минфин со ссылкой на ФАС. Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение объекта рекламирования, в том числе если она направляется по конкретному адресному списку.

Кроме того, ФАС России считает, что сама по себе сувенирная продукция с нанесенными на нее логотипами не может расцениваться как реклама, соответственно, требования закона о рекламе к ней не применяются. Но если речь идет о распространении сувенирной продукции, в том числе с логотипами, для неопределенного круга лиц (например, при проведении рекламных акций), такая сувенирная продукция может рассматриваться в качестве одной из составляющей такой рекламы в виде рекламного мероприятия (письмо от 27 сентября 2023 г. N 03-03-06/2/91906).