Вместе с тем, необходимо предусмотреть способ подтверждения правомерности применения каждым предыдущим продавцом льготного порядка исчисления налоговой базы, чтобы следующие не становились жертвами мошенничества.
Думский профильный комитет в целом одобрил законопроект, меняющий принцип исчсления НДС при перепродажах подержанных автомобилей (377391-8).
Если организация или ИП, являющиеся плательщиками НДС, приобретают у граждан автомобили, мотоциклы либо бытовую технику (последняя – по утвержденному правительством перечню), а затем продают их, то НДС платится только с разницы между ценой реализации и ценой покупки. Сейчас данное правило применяется только на первой стадии – при покупке данных видов техники непосредственно у граждан.
Однако при последующей перепродаже действуют сейчас общие правила, согласно которым НДС исчисляется с полной цены реализации. В тех случаях, когда товар приобретается у "полноценного" плательщика НДС, входящий НДС принимается к вычету, и таким способом по общему принципу обеспечивается взимание этого налога только с добавленной стоимости.
Но в случае перепродажи ранее приобретённых у физлиц транспортных средств, бытовой техники следующий продавец может принять к вычету меньшую сумму НДС – исчисленную только с межценовой разницы (уплаченную первоначальным продавцом), а не с полной цены продажи. То есть, второй продавец теряет свои деньги из-за разных методов исчисления НДС им и первым юрлицом или ИП в цепочке.
Это предложено исправить. Для всех последующих перепродаж автомобилей и мотоциклов, ранее принадлежавших физлицам, вводится такое же правило; НДС предлагается взимать только с разницы между ценой приобретения и продажи. Соответственно, будут скорректированы правила о вычетах – вводится исключение из их списка: при перепродаже этих транспортных средств нельзя будет принять входящий НДС к вычету. Предъявленные суммы налога в этом случае будут учитываться в стоимости товара. Бытовой техники такая схема касаться не будет.
То, что существует сейчас, создает препятствия для сделок с подержанными автомобилями, указано в пояснительной записке. При этом существует потребность межрегионального распределения машин, связанная с разным уровнем спроса и разными ценами в различных регионах. Причём, гражданам неудобно самим продавать свой автомобиль в другой город, а фирмы, которые скупают автомобили у физлиц, редко имеют межрегиональную сеть. Так что поправки обеспечат комфортную продажу подержанных автомобилей одной фирмой другим, в том числе находящимся в других регионах.
Комитет в своем заключении отмечает, что необходимо предусмотреть способ подтверждения правомерности применения каждым предыдущим продавцом указанного льготного порядка определения налоговой базы по НДС. Иначе какой-либо из последующих продавцов может оказаться жертвой мошеннических действий предшественников: посчитает налоговую базу льготным способом, а потом выяснится, что права на это не имел, придется платить НДС с полной стоимости, а к вычету и принять будет нечего, потому что нет необходимых для этого документов как минимум.
Также требует уточнения вопрос о том, будут ли вправе применять льготу только те лица, которые приобретают автомобили или мотоциклы для целей перепродажи, либо также и лица, которые приобрели указанные транспортные средства для производственных нужд, а решение об их продаже было принято данными лицами позднее, также отметил комитет.