В рамках дела о банкротстве должника (№ А29-8156/17) управляющий и кредитор (ФНС) обратились с заявлениями о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.
Ответчики, возражая против удовлетворения требований, ссылались на необходимость учета факта переплаты по начисленным за тот же период налогам на стороне компании, а также обстоятельств, установленных в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении одного из ответчиков (прекращено в связи с истечением срока давности, однако установлена общая сумма налогов и сборов, не поступившая в бюджет).
Суды трех инстанций удовлетворили требования заявителей, сославшись на то, что объективное банкротство должника наступило в результате совершения контролирующими лицами действий по занижению налоговой базы.
Верховный суд РФ направил спор на новое рассмотрение и отразил доводы ответчиков о том, что размер причиненного взаимозависимыми лицами бюджету ущерба существенно ниже размера включенных в реестр требований налогового органа, поскольку компанией уже была произведена оплата налогов по общему режиму налогообложения по тем же доходам.
В свою очередь суды указали, что Законом о банкротстве установлен императивный порядок расчета суммы субсидиарной ответственности, который поставлен в зависимость от размера требований, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Заявляя соответствующие возражения, ответчики не ставили под сомнение результаты налоговой проверки, судебные акты по другому делу, судебные акты о включении требований уполномоченного органа в реестр по настоящему делу о банкротстве, а просили именно о снижении размера ответственности с учетом размера реально причиненного вреда казне.