28 контрагентов: истребование документов по ним вне проверки признано чрезмерным
© anekdotov.net

Запросами были охвачены отношения со всеми заказчиками организации и с 78% подрядчиков. Суды решили, что такое было бы возможно лишь в рамках проверки, а без нее создает излишний прессинг для налогоплательщика.

Налоговики за котороткий период направили фирме 28 требований о представлении документов: по одному на одного из контрагентов, то есть – по отношениям с 28 контрагентами. А это 100% клиентов фирмы и 78% ее поставщиков.

И штатное расписание в довесок

Каждое из требований упоминало следующий набор документов за 3 квартал 2020 года:

  • платежное поручение или другие документы, подтверждающие факт оплаты;
  • договоры со всеми приложениями и дополнениями;
  • счета-фактуры;
  • доверенность на право подписания документов от имени фирмы;
  • товарно-транспортные накладные, полученные или выставленные;
  • товарные накладные, полученные и выставленные;
  • штатное расписание;
  • путевые листы (иной аналогичный документ) в случае доставки товара собственными силами;
  • акты о приемке выполненных работ (КС-2 и КС-3, если есть);
  • акт сверки;
  • а также следующую информацию:
    • иные имеющиеся документы по взаимоотношениям;
    • указание способа расчета с контрагентами;
    • о месте передачи товара (работ, услуг), о способе доставки (собственными или наемными транспортными средствами);
    • о месте складирования товара (с указанием адреса; если отсутствуют склады – с указанием места аренды складских помещений и их собственников).

Зверя не кормить

Но фирма не стала кормить это ненасытное чудовище, а обратилась в суд, чтобы признать требования недействительными и отменить штраф. Суды сочли незаконными 27 требований из 28 – только одно оставлено в силе.

Статья 93.1 в части, регламентирующей истребование документов вне проверки (по конкретной сделке), не запрещает истребовать их по нескольким сделкам, отметили суды. При этом налоговый орган должен руководствоваться такими принципами, как целесообразность, разумность, обоснованность. В данном же случае инспекторы явно злоупотребили своим правом. Суды напомнили о недопустимости избыточного или неограниченного во времени налогового контроля.

Получив все желаемое, налоговики могли бы изучить деятельность налогоплательщика так, как это возможножно во время выездной проверки, но при этом – без назначения такой проверки. Суды указали:

Истребуемый объем документов и информации фактически следует расценивать как проведение комплексного мероприятия налогового контроля.

Три арбитражные инстанции оказались едины в оценке ситуации. Требования истца удовлетворены (кассация Ф04-3339/2022 по делу А70-13651/2021).