
Вне рамок проверок налоговая не вправе требовать документацию по взаимоотношениям с контрагентом за какой-либо период. Только - по конкретной сделке, которую налоговики не указали.
Налоговики "копали" под фирму. Сначала получили в банке выписки, и там фискалов заинтересовали обороты по взаимоотношениям с ИП Ф. – там была и расходная часть, и доходная, причем, значились услуги по переработке, и возвраты – возможно, налоговики подозревали дробление.
Затем организация получила обширное требование о предоставлении документов по взаимоотношениям с этим ИП:
- договоры (контракты, соглашения), заключенные с ИП Ф., действовавшие в 2019 году;
- акты выполненных работ ИП Ф. за 2019 год;
- карточки счетов бухучета, на которых отражены финансово-хозяйственные взаимоотношения с ИП Ф. за 2019 год;
- регистры налогового учета, отражающие отнесение расходов по работам, выполненным ИП Ф., в составе учитываемых и не учитываемых в целях налогообложения прибыли за 2019 год;
- обороты счетов 90.2 и 91.12 по всем видам учета, отражающие учет операций с ИП Ф. в бухгалтерском балансе в 2019 год.
Основания для истребования также были указаны, какие только возможно:
- и статья 93 НК – истребование у проверяемого налогоплательщика (хотя проверки в отношении ООО не проводилось);
- и пункт 2 статьи 93.1 НК – истребование вне рамок налоговых проверок документов по конкретной сделке.
Причем, проверки в отношении ИП тоже не проводилось, а в требование налоговики в качестве причины вписали, что запрос касается деятельности ИП в связи с проведением контроля «Вне рамок налоговых проверок».
Фирма не поспешила сдавать налоговикам желаемое, попросила у них отсрочку и принялась обжаловать требование. В УФНС не получилось, но в суде ждал успех.
Надо разграничивать истребование во время проверок и вне их рамок, отметил суд. Вне рамок можно просить документацию по конкретной сделке. Признаки, идентифицирующие сделку, налоговикам были известны из основания платежей, которые присутствовали в банковских выписках. Но при этом сделку налоговики не указали, а обозначили период взаимоотношений, что не отвечает требованиям статьи 93.1 НК.
В суде налоговки попытались оправдаться, но совсем засыпались: мол, истребование документов обусловлено проведением предпроверочного анализа деятельности ООО на основании критериев рисков совершения налогового правонарушения. То есть, просто реально копали с целью затем провести выездную проверку. Но суды указали, что такого права у налоговиков нет (дело А08-10169/2020, определение окружного суда Ф10-5716/2021).
Кстати, недавно вышло письмо ФНС, в котором служба призвала сотрудников на местах выносить более законные требования, чем привыкли.