Повторная выездная: суды разъяснили, что значит хранить документы 4 года
© anekdotov.net

УФНС затеяло повторную проверку через 2 года после начала первичной, и в 2020 году проверялся 2016-й. Суд развеял миф о том, что фирма или ее контрагенты имели право уже не хранить документы учета.

Налоговая инспекция провела выездную проверку фирмы за 2014-2016 годы. О начале мероприятия было объявлено в конце декабря 2017 года, а окончено оно в августе 2018-го. Фирме доначислили налоги, пени, штрафы.

30 декабря 2019 года управление вынесло решение о проведении повторной выездной проверки в отношении той же фирмы – якобы, в рамках контроля за деятельностью инспекции. Проверяемый период – 2016 год. С момента начала первоначальной проверки прошло два года, от ее конца – год и 4 месяца.

Когда готовить мусоровоз

Решение УФНС организация попыталась оспорить в суде, аргументируя это тем, что нельзя назначать повторную проверку спустя неразумно долгий период времени после первоначальной. В том числе потому, что уже истекает срок хранения документов, необходимых для исчисления налогов. Ведь в реальности проверка происходила уже в 2020 году. Как считала фирма, в начале 2020 года можно было выбросить бумаги, относящиеся к началу 2016 года.

Об уничтожении бумаг у себя представители компании не заявляли, но говорили, что их контрагенты уже отправили нужные документы в утиль. Как следствие, при повторной проверке невозможно было в полном объеме восстановить картину – проверка неполна или некорректна.

Однако суды трех инстанций не согласились с такой трактовкой (дело № А56-4468/2020). Течение срока хранения документов начинается после отчетного (налогового) периода, в котором они использовались в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения доходов и расходов. Соответственно, организация обязана обеспечить хранение документов за 2016 год до 31 декабря 2021 года.

Потерпите, ведь ваши права не нарушены

Насчет времени, прошедшего с момента окончания предыдущей проверки, истец утверждал, что столь долгий срок нарушает принцип правовой определенности, и пытался сослаться на позицию ВС по другому делу, о котором мы в свое время рассказывали. Повторная выездная тогда была назначена через год и 10 месяцев, но, правда, не после предшествующей проверки, а после подачи уточненки. Так что обстоятельства дела другие, уточненка подавалась за 2010 год, а повторная проверка была назначена уже в 2015-м. ВС согласился с доводами налогоплательщика о том, что налоговая не вправе в 2015 году назначить выездную проверку за 2010 год, в том числе – повторную.

Однако по рассматриваемому делу суды отметили, что НК не ограничивает срок начала повторной проверки. Тот факт, что прошло много времени, никак не ущемляет права налогоплательщика и не возлагает на него дополнительных обязанностей, также указали суды (кассация в окружном суде Ф07-13231/2020). Организация, тем не менее, еще надеется на иной исход дела – подала жалобу в ВС.