Инспекцию подвела излишняя уверенность в своей правоте, не подкрепленная доказательствами.

Организация под названием "Севрос" существовала в Мурманске с 1994 года и занималась морским рыболовством. В 2018 году регистрирующий орган вдруг обнаружил такое "безобразие" и направил в фирму предписание исправить наименование – убрать несанкционированный намек на слово Россия.

Роскошь и альбатрос

Фирма подчиняться не стала, и ИФНС начала добиваться своего через суд. И в первой инстанции это даже удалось. Суд увидел в названии фирмы производное от слово Россия, на использование которого у фирмы разрешения не было.

Однако в апелляции решение было изменено, что впоследствии было поддержано судом по интеллектуальным правам в качестве кассационной инстанции. Апелляция привлекла экспертизу, согласно результатам которой в русском языке полно слов, оканчивающихся на "рос" – купорос, матрос, альбатрос, а также – содержащих злополучный слог в начале или в середине: россыпь, роспуск, роспись, рослый, роскошь, ростовщик, нарост.

Эти слова с Россией не ассоциируются, значит, и "севрос" не должен.

Не те заказали "музыку"

Регорган не доказал, что "Севрос" является сложносокращенным словом, образованным путем соединения сокращения от слова "Россия" и другого слова или его части. Наличие у потребителей стойкой ассоциации между словом "Севрос" и участием государства в деятельности этой организации ИФНС тоже не доказала, хотя должна была. Инспекция ограничилась лишь утверждением о том, что словесный элемент "рос" в любом случае вызывает названную ассоциацию, но суды не признали это обоснованным (дело № А42-2536/2019, кассация С01-643/2020).

Так что, возможно, если бы экспертизу изначально заказала ИФНС, то выиграла бы дело. Ибо немаленькая рыболовецкая компания, существующая почти со времен распада СССР на севере России, в его честь себя и назвала, осмелимся предположить.

Также суд отметил, что о причастности к деятельности государства говорит указание словесного элемента "Рос" в начале слова (Роснефть, Роскосмос, Роснано, Ростех, Росатом). То есть, в конце слова – другое дело. А само название "Севрос" эксперты в своем заключении назвали "фантазийным".

Про обзор

Об этом деле рассказала ФНС в своем обзоре судебной практики с участием регистрирующих органов № 3 за этот год (письмо от 30.10.2020 № КВ-4-14/17869@). О некоторых делах из этого обзора мы уже сообщали:

  • о том, как государство обокрало ребенка: наследник не принял долю в ООО, так как предполагался ее переход к самому ООО и выплата действительной стоимости. Суды решили, что доля отходит стране;
  • как после исправления недочета в заявлении на смену директора фирма нарвалась на проверку, вследствие которой была записана в число крайне подозрительных. Суды не помогли;
  • как ИФНС затеяла проверку юрадреса, записанного по месту жительства участника, продавшего фирму. Не найдя вывески, объявила бывшую владелицу недобросовестной и отказала в регистрации. Суды отказ отменили;
  • мошенники завладели фирмой и ее деньгами – запись о "левом" директоре не отменить, решили суды.