Как ФНС тормозит реализацию прав, предоставленных бизнесу новыми законами
© anekdotov.net

ФНС вовремя не подправила форму Р14001, а теперь ВС ее отменил, и в течение двух месяцев вообще никаких изменений в ЕГРЮЛ внести невозможно.

Единственный участник и генеральный директор одного ООО в марте этого года принял решение перевести свою организацию на типовой устав № 35. Гендир подал в инспекцию в электронном виде пакет документов, в том числе заявление о внесении изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме Р14001.

Однако налоговая отказала (!) в госрегистрации изменений, поскольку возможность использования типовых уставов станет доступной только после того, как ФНС подкрорректирует формы документов, необходимых для госрегистрации.

Можно, но нельзя

Законами об ООО и о госрегистрации юрлиц и ИП впервые использование типового устава было введено в 2015 году. Сами же типовые уставы были официально утверждены приказом Минэкономразвития от 1 августа 2018 года, который вступил в силу с начала 2019 года. Чиновники Минэка тоже, в общем-то, не быстро сработали, но работы там было не в пример больше, чем у ФНС, и, пока типовых уставов не было – не было и понятно, нужно ли их хотеть.

В форме же заявления о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, пока что отсутствуют какие-либо упоминания о возможности перейти на типовой устав или обратно (с типового на устав, утвержденный самой организацией). Причем, инфа об использовании типового устава вносится в ЕГРЮЛ. Таким образом, своим правом, предоставленным законом, бизнес не мог воспользоваться более полутора лет.

Упомянутый гендир обратился в Верховный суд с иском о признании недействующей формы Р14001. Однако ФНС уже на момент рассмотрения разработала проект нового набора документации для госрегистрации. Поэтому ВС, вопреки требованиям истца, не стал возлагать на ФНС соответствующие обязанности. Тем не менее, в остальной части исковое заявление удовлетворено – форма Р14001 признана недействующей (от 15 сентября 2020 г. № АКПИ20-481).

Два месяца без изменений в ЕГРЮЛ

Напомним, что к настоящему времени проект, о котором упоминала ФНС на заседании ВС, уже принят в виде приказа, но вступит в силу только в конце ноября этого года. Форма заявления о госрегистрации изменений будет называться иначе (в наименовании будут упоминаться изменения в учдоках) и иметь другой номер. Теперь там действительно есть соответствующая строка и ячейка для проставления галочки: в разделе "причина представления заявления" одной из таких причин как раз и сможет быть решение о переходе на типовой устав.

Но это было бы хорошо, если бы не было все плохо. Ведь теперь ситуация еще веселее – старая форма не действует с момента, как вступило в силу решение ВС, а новая начнет применяться более чем через месяц (с 25 ноября). В этот период бизнес не сможет внести вообще никаких изменений в ЕГРЮЛ – ни в юрадрес, ни в состав руководства.

Так что в этот раз ФНС не просто протормозила и почти на два года лишила бизнес новой возможности, а довела ситуацию до того, что он лишен даже элементарных прав на изменение регданных.

Бывает, что "тормоза" стоят денег

Еще один случай, когда "тормоза" ФНС напрямую вредили предпринимателям, касался права начать патент при ПСН в середине месяца. Напомним, что сейчас можно получить патент, начиная с любого числа, а не только с первого, как раньше, и действовать он может любое количество дней более 30 (в пределах года), а не только полное количество месяцев, как раньше. Эти поправки в НК вступили в силу 29 октября 2019 года, а форму заявления ФНС подправила аж в середине февраля 2020 года.

А в период между этими датами налоговые органы "на местах" напрямую нарушали права ИП, препятствуя им в получении патентов на нужный срок. Например, при попытке ИП получить патент с 9 января налоговики исправляли дату в заявлении на 1 января. Таким образом, действия ФНС незаконно вынуждали ИП или оплачивать лишний период действия патента, или переплачивать налог, применяя другую систему налогообложения.

В принципе, если задаться целью, то можно найти или припомнить еще массу подобных случаев, когда бездействие службы приводило к потерям бизнеса. Получается, что у нас в стране не президент (подписывающий законы) и не парламент решают, когда начнет действовать тот или иной закон, а – фискальная служба, первоочередная задача которой – собрать побольше.