Вопрос: Организация планирует заключить трудовой договор с работником-надомником, проживающим в субъекте РФ, в котором отсутствуют обособленные подразделения организации. Работник будет выполнять трудовую функцию на дому, так как организация не планирует создавать рабочих мест.

В Письме Минфина России от 24.05.2006 N 03-02-07/1-129 указано, что если организация не создает стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций его работником, то обязанности по постановке на учет в налоговом органе по месту выполнения трудовых функций таким работником у данной организации не возникает.

В трудовую функцию работника также входят поездки по территории субъекта РФ, общение с клиентами и партнерами.

Признается ли место жительство работника-надомника обособленным подразделением организации для целей постановки на учет в налоговых органах?

Правомерно ли установить работнику-надомнику разъездной характер работы?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 18 марта 2013 г. N 03-02-07/1/8192

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и по вопросу о постановке на учет в налоговом органе организации по месту осуществления деятельности сообщается следующее.

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по основаниям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе по месту нахождения ее обособленных подразделений.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с арбитражной практикой под оборудованностью стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу N А26-11293/2005, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А, от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А).

Надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет (ст. 310 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, место работы, трудовая функция, условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 Кодекса).

Налоговый орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности организации принимает указанное решение исходя из представленных организацией документов, на основании которых организация осуществляет деятельность с использованием труда надомника, в том числе договора, заключенного между этой организацией и работником-надомником.

По вопросу оформления трудовых отношений с физическим лицом рекомендуем обращаться в Минтруд России.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН