Разъяснено, в частности, что не требуется применения ККТ в случае удержания денежных средств из заработной платы сотрудника в счет компенсации понесенных работодателем затрат (приобретение бланка трудовой книжки, утрата или порча имущества и пр.).

Аналогичная ситуация складывается в случае, когда коллективным или трудовым договором предусмотрено удержание денежных средств из заработной платы сотрудника за услуги (работы, товары), оказанные работодателем. Такие операции не являются расчетом для целей применения ККТ, и, следовательно, обязанность по ее применению отсутствует.

Вместе с тем, если условие об удержании денежных средств из заработной платы не предусмотрено трудовым договором между работником и работодателем, то при совершении таких операций требуется применение ККТ, поскольку это следует квалифицировать как реализацию товаров (работ, услуг), принадлежащих организации или ИП.

Сообщено также, что организации и индивидуальные предприниматели должны применять ККТ только при осуществлении расчетов между ними наличными денежными средствами или с предъявлением электронного средства платежа.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 21 августа 2019 г. N АС-4-20/16571@

О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими обращениями граждан и организаций по вопросу обязанности применения контрольно-кассовой техники сообщает следующее.

1. По вопросу применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с абзацем восемнадцатым статьи 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) расчеты - это прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях указанного Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

На основании пункта 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели должны применять контрольно-кассовую технику только при осуществлении расчетов между ними наличными денежными средствами или с предъявлением электронного средства платежа. В то же время осуществление расчета иным встречным предоставлением, зачет предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление займов для оплаты товаров (работ, услуг) не подразумевает оплату наличными денежными средствами или оплату с предъявлением электронного средства платежа.

Учитывая изложенное, применение контрольно-кассовой техники при таких расчетах, осуществляемых между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, не требуется.

2. По вопросу применения контрольно-кассовой техники при удержании денежных средств из заработной платы сотрудников организации или индивидуального предпринимателя за услуги (работы, товары), оказанные самой организацией, и за услуги (работы, товары), оказанные третьими лицами.

В соответствии со статьей 131 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). При этом в соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если коллективным или трудовым договором предусмотрено удержание денежных средств из заработной платы сотрудника организации или индивидуального предпринимателя за услуги (работы, товары), оказанные самим работодателем, то расчета в смысле Федерального закона N 54-ФЗ не возникает и, соответственно, обязанность по применению контрольно-кассовой техники в таком случае отсутствует.

Кроме того, удержание денежных средств из заработной платы сотрудника в счет компенсации затрат, понесенных в связи с осуществлением трудовой деятельности (приобретение бланка трудовой книжки, утрата или порча имущества и пр.), также не образует природы термина "расчеты" в понимании Федерального закона N 54-ФЗ.

Вместе с тем, следует отметить, что в случае реализации товаров (работ, услуг), принадлежащих организации или индивидуальному предпринимателю и реализация которых не предусмотрена трудовым договором между работником и работодателем, применение контрольно-кассовой техники при осуществлении таких расчетов обязательно независимо от способа расчета, в том числе посредством удержания денежных средств из заработной платы сотрудника. При этом момент расчета определяется в соответствии с договором по реализации таких товаров (работ, услуг).

Возможны также и ситуации, при которых удержание денежных средств из заработной платы сотрудника осуществляется за услуги (работы, товары), оказанные третьими лицами (например, оплата питания, оказываемого третьими лицами, оплата за телефонную связь и пр.).

Учитывая, что в таких случаях работодателем не осуществляется реализация товаров (услуг, работ), то расчета в понимании Федерального закона N 54-ФЗ не возникает. При этом удержание денежных средств из заработной платы сотрудника происходит в счет компенсации затрат работодателя, а не как реализация товаров (работ, услуг).

Таким образом, применение контрольно-кассовой техники в подобных ситуациях не требуется.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Н.АНДРЮЩЕНКО