Юрлица с 2016 года определяют доход работника в виде материальной выгоды по беспроцентному займу в последний день каждого месяца, в котором действовал договор, вне зависимости от даты получения займа. Такой вывод ведомство уже делало.
Ранее Минфин отмечал, что если выгода получена от пользования беспроцентным займом за периоды до 2016 года, то НДФЛ нужно исчислять на день возврата заемных средств.
Так ведомство считало и три года назад. Судебные акты с аналогичным подходом также встречались.
Рекомендуем организациям с учетом писем Минфина определять доход в виде матвыгоды от пользования беспроцентным займом, выданным до 2016 года:
- по выгоде, полученной до 2016 года, - на даты фактического возврата заемных средств;
- по выгоде, полученной с 2016 года, - на конец каждого месяца, в котором действует договор.
Если до 2016 года работник не погашал задолженность по займу, то юрлицо дополнительно должно исчислить НДФЛ в отношении дохода за периоды до 2016 года на дату погашения задолженности по беспроцентному займу.
Вопрос: Об НДФЛ с доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах по беспроцентному займу.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 ноября 2016 г. N 03-04-06/70043
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование беспроцентным займом, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 212 Кодекса при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 113-ФЗ) внесены изменения в порядок определения даты фактического получения дохода.
Так, подпунктом 7 пункта 1 статьи 223 Кодекса установлено, что дата фактического получения дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, определяется как последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства.
Указанная редакция подпункта 7 пункта 1 статьи 223 Кодекса, в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 113-ФЗ, вступила в силу с 1 января 2016 года.
Письмом Департамента от 12.07.2016 N 03-04-06/40905 сообщено, что доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, с 2016 года определяется в последний день каждого месяца, в котором действовал договор займа (кредита), вне зависимости от даты получения такого займа (кредита).
То есть доход в виде материальной выгоды, например, по беспроцентным займам, полученным до 2016 года, определяется на 31 января 2016 года, на 29 февраля 2016 года, на 31 марта 2016 года и т.д.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
Р.А.СААКЯН