Вопрос: Заместителем Председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, депутатом ГД РФ г-ном Звагельским В.Ф. в 2014 году был подготовлен и согласован с Правительством РФ законопроект "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". На законопроект 12 декабря 2014 года было получено положительное заключение Правительства РФ при условии уточнения формулировки понятия вторичного алюминия.
Законопроект депутата ГД РФ г-на Звагельского В.Ф. предусматривает освобождение реализации алюминия вторичного и его сплавов от налогообложения, что исключит возможность возмещения (вычета) "входного" НДС у производителей данной продукции. Несмотря на то, что входной НДС будет невозможно предъявить к вычету, подавляющее большинство производителей с таким изменением согласны, так как эти потери для них будут скомпенсированы падением цен на сырье и уничтожением недобросовестной конкуренции в отрасли.
В настоящее время компании, заинтересованные в отсутствии изменений на рынке и препятствующие внесению законопроекта в ГД, используют факт изменений в НК РФ, вступивших в силу с 1 января 2015 года, как аргумент для откладывания даты внесения законопроекта депутата ГД РФ г-на Звагельского В.Ф. При этом они игнорируют тот факт, что затягивание вступления этого закона в силу ежеквартально наносит миллиардные убытки федеральному бюджету.
В связи с этим просим вас выразить свое оценочное мнение по следующим вопросам:
1. Позволят ли новации, введенные в законодательство с 1 января 2015 года, эффективно перекрыть все схемы хищения НДС, сложившиеся в отрасли производства и реализации вторичного алюминия, а именно, быстро и эффективно прекратить деятельность не только фирм-однодневок, которые и без того функционируют только один квартал, но и всех прочих звеньев цепочек контрагентов?
2. Если да, то в какой период времени это произойдет?
3. Каким образом при существующей сегодня законодательной базе и закрепленной законодательно системе презумпции добросовестности налогоплательщика налоговые органы смогут доказывать свою правоту в суде по фактам отказа в возмещении НДС компаниям, по отношению к которым фирмы-однодневки являются поставщиками 4-го и далее звена?
По нашему мнению, новации НК РФ, вступившие в силу с 1 января 2015 года, являются полезными для усиления налогового администрирования. Однако, к сожалению, они не являются инструментом, способным навести прядок в нашей отрасли, где недобросовестные участники рынка организуют изощренные и многоступенчатые схемы хищений НДС.
Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО от 16 октября 2015 года № СД-4-3/18072
О налоге на добавленную стоимость
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращения по вопросам применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах, вступившими в силу с 1 января 2015 года, и сообщает следующее.
Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), вступившему в силу с 01.01.2015 налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 174 Кодекса в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.
В целях реализации вышеуказанных положений Кодексаприказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ утверждена форма налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, которая включает сведения из книг покупок и книг продаж, а также журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении посреднической деятельности. Согласно пункту 8.1 статьи 88 Кодекса при выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджетную систему Российской Федерации, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.
При этом, для сбора максимально полной доказательственной базы, направленной на установление наличия или отсутствия фактов получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, налоговые органы проводят мероприятия налогового контроля в соответствии со статьями 86, 90, 92, 93.1, 95, 96, 97 Кодекса в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки по результатам которых могут быть выявлены обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия обоснованного решения по результатам камеральной налоговой проверки.
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.С.Сатин