Апелляционная коллегия ВС отменила положения письма ФНС, разрешавшие делать это.
Налоговая вознамерилась провести осмотр территорий и помещений, занимаемых ИП, о чем вынесла постановление. Никакой проверки в отношении ИП не проводилось, и он стал выяснять – с чего бы?
Оказалось, проверяют его контрагента. Жалоба в УФНС хоть и не восстановила справедливость, но хотя бы прояснила: постановление вынесено на основании письма ФНС от 16 октября 2015 г. N СД-4-3/18072.
По принципу спрута
В этом письме в свое время были даны разъяснения по заполнению и проверкам деклараций по НДС. ФНС тогда была настроена решительно, и для выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для камералки, позволила налоговым органам проводить мероприятия налогового контроля по статьям 86, 90, 92, 93.1, 95 – 97 НК, в том числе – в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц – участников сделки.
Названные статьи регламентируют общение с банками, запросы документов, привлечение свидетелей, экспертов, специлистов и переводчиков, а также среди этих "неинвазивных" мероприятий затесался осмотр (статья 92 НК). Причем, названная статья НК допускает осмотр помещений, территорий, документов и предметов в рамках выездных проверок или камералок по НДС только в отношении проверяемого налогоплательщика, а не его контрагентов. Еще два случая разрешенного НК осмотра – это осмотр ранее полученных документов и предметов (например, изъятых про проверке и в запечанном виде принесенных в налоговую) и осмотр с согласия владельца.
Невозможное по-прежнему невозможно
Никаких осмотров в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а тем более – третьих лиц статья 92 НК не допускает, и таких осмотров проводиться не должно. К этому выводу дважды пришел ВС – сначала в решении по административному исковому заявлению упомянутого ИП. Причем, ФНС такому решению воспротивилась и подала в ВС апелляционную жалобу. Апелляционная коллегия ВС подтвердила – обжалуемые положения письма о мероприятиях в отношении контрагентов незаконны и подлежат отмене (апелляционное определение АК ВС от 27.08.2019 N АПЛ19-333).
Вообще, письмо изначально не имело нормативных свойств, и из-за этого могло бы быть и оставлено в силе (как ВС часто поступает с "ненормативными" письмами). Данное письмо было адресовано конкретной фирме и не было ни опубликовано, ни разослано в качестве обязательных для налоговиков инструкций. Однако налоговики реально им руководствовались, и ИП это сумел подтвердить. Так что ВС указал, что "письмо в силу принципа ведомственной субординации опосредованно, через правоприменительную деятельность должностных лиц территориальных органов ФНС России, приобрело, по сути, обязательный характер в отношениях налоговых органов". Это и позволило отменить незаконные рекомендации, содержащиеся в письме.