Передача иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, российской организации имущественных прав не облагается НДС в России. Соответственно, получатель таких прав налоговым агентом не признается.

Вопрос: Иностранная организация, которая не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика (далее - иностранная организация), и российская организация, которая в свою очередь состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщика (далее - российская организация), заключили договор финансирования под уступку денежного требования (далее - договор факторинга), вытекающего из реализации иностранной организацией товаров в пользу физических лиц, находящихся на территории Российской Федерации (далее - покупатели). Российская Федерации местом реализации товаров не признается в связи с тем, что начало их отгрузки (оформление первого по времени первичного учетного документа на имя покупателя или первого по счету перевозчика) и транспортировки (передача товара первому по счету перевозчику) происходит на территории иностранного государства (ст.147 НК РФ). Здесь считаем необходимым отметить, что сами товары ввозятся на территорию Российской Федерации и доставляются до покупателей силами российской организации на основании отдельного договора перевозки между российской организацией (перевозчик) и иностранной организацией (заказчик и грузоотправитель) соответственно.

По условиям договора факторинга иностранная организация уступает в пользу российской организации денежное требование к покупателю, а российская организация в счет денежных требований передает иностранной организации денежные средства в размере, равном размеру приобретенных денежных требований (п.1 ст.155 НК РФ). За оказание факторинговых услуг иностранная организация уплачивает российской организации соответствующую комиссию в виде процента от суммы денежных требований (в том числе НДС 18%). В результате такой уступки иностранная организация (первоначальный кредитор) выбывает из обязательства, а принадлежащее ей право требование долга переходит к российской организации. В дальнейшем перешедшее к российской организации денежное требование не переуступается и предъявляется к исполнению покупателям.

С учетом вышеизложенного просим разъяснить:

  • признается ли российская организация налоговым агентом по НДС при передаче от иностранной организации в пользу этой российской организации имущественных прав применительно к п.5 ст.164 НК РФ и должна ли российская организация (приобретатель имущественных прав) исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДС из встречного исполнения, передаваемого иностранной организации для целей ее финансирования в счет денежных требований, принимая во внимание, что российская организация, непосредственно приобретая право требование по договору факторинга с иностранной организацией, не участвует в расчетах на основе договора поручения, договора комиссии или агентского договора с иностранной организацией;
  • в каком порядке и размере применительно к п.1 ст.155 НК РФ определяется налоговая база по НДС при уступке иностранной организацией как первоначальным кредитором денежных требований, вытекающих из договора реализации товаров, операции по реализации которых не облагаются НДС (местом реализации которых не признается РФ), если доход иностранной организации (первоначального кредитора) от уступки денежных требований равен размеру уступленных денежных требований.
  • в каком порядке и размере применительно к п.2 ст.155 НК РФ определяется налоговая база по НДС при уступке российской организацией (новым кредитором), получившей денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров, операции по реализации которых не облагаются НДС (местом реализации которых не признается РФ), если доход российской организации (нового кредитора) при прекращении соответствующего обязательства (в том числе путем исполнения денежного требования должником) равен сумме расходов на приобретение указанного денежного требования.

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО
от 18 марта 2013 года N 03-07-08/8307

 

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при передаче иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, имущественных прав российской организации Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных подпунктами 1-4.1, 4.3 пункта 1 данной статьи Кодекса.

Поскольку услуги по передаче имущественных прав к услугам, перечисленным в подпунктах 1-4.1, 4.3 статьи 148 Кодекса, не относятся, местом реализации таких услуг, оказываемых иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, российской организации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая вышеуказанные услуги, местом реализации которых территория Российской Федерации не является, налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость не признается.

Одновременно сообщается, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

аместитель директора
Департамента
Н.А.Комова