Письмо Федеральной налоговой службы от 18 августа 2020 г. N СД-4-3/13276@ "О рассмотрении обращения"
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение АО, сообщает следующее.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) установлено, если иное не предусмотрено Законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Согласно абзацу четвертому части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа является валютной операцией.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 31 части 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ.
Является ли передача резидентом другому резиденту наличных подотчетных денежных средств валютной операцией в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, по мнению ФНС России, зависит от условий документов, являющихся основанием передачи валютных ценностей и подтверждающих проведение таких операций.
Дополнительно сообщаем, что согласно письму Банка России от 06.09.2017 N 29-1-1-ОЭ/20642 распорядительный документ оформляется на каждую выдачу наличных денег с указанием фамилии, имени и отчества (при наличии) подотчетного лица, суммы наличных денег и срока, на который они выдаются, и должен содержать подпись руководителя, дату и регистрационный номер документа.
В соответствии с подпунктом 6.3 пункта 6 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее - подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 оформляется согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчетного лица, составленному в произвольной форме и содержащему запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, подпись руководителя и дату.
Таким образом, отсутствие конкретных документов и информации не позволяет оценить все обстоятельства и дать полноценные ответы на вопросы, указанные в обращении. Вывод о наличии (отсутствии) нарушений при осуществлении валютных операций может быть сделан только после изучения первичных документов в ходе осуществления проверки соблюдения валютного законодательства.
Приложение: на 1 л. во второй адрес.
Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.С. Сатин