Александр Иванов
www.reg-audit.ru
Системы сдачи отчетности в рамках ЭДО предлагаются несколькими разработчиками. Каждое программное решение имеет свои особенности. Выбор, как говорится, дело добровольное. Но, как показывает практика, каждый налогоплательщик заинтересован в использовании системы надежной, эффективной, а также позволяющей сэкономить средства. Какие интеграционные проекты соответствуют таким критериям?
Большая четверка и ее друзья
В современном профильном секторе рынка свои услуги предлагают более сотни операторов ЭДО. Каждый из них имеет статус удостоверяющего центра. Согласно статистике, около 85% рынка контролируется четверкой операторов-лидеров. Именно посредством предложенных ими интеграционных решений сегодня пользователями отправляется большая часть электронной бухгалтерской, налоговой отчетности. В ТОП входят «Такском», СБК «Контур», «Калуга Астрал», «Тензор».
Среди прочих операторов электронного документооборота остаются популярными 1С, «Бухсофт», «Актион» и ряд других. Каждая компания предлагает различные интеграционные решения. Ассортимент, как правило, типичен. Он включает основной продукт, несколько вспомогательных решений, ориентированных на разные задачи ЭДО.
Что касается выбора оператора по рейтингу или бренду, здесь следует учитывать факт динамичности среды. Иными словами, лидеры в секторе то и дело меняются. Соответственно, критерий нахождения оператора в ТОП-листе в качестве определяющего вряд ли подходит.
Доступные схемы отправки корреспонденции
Современные интеграционные решения предусматривают различные схемы отправки отчетности по инстанциям. Пользователю важно выбрать максимально удобную.
Распространенной является прямая схема отправки отчетности. Она предусматривает необходимость заключения договора с оператором, получение руководящим лицом компании-налогоплательщика электронной подписи для визирования документов, получение, настройку, использование соответствующего программного обеспечения.
Представительская схема работает по иному принципу. Суть ее заключается в формировании, подписании, отправке отчетов налоговым представителем на основании доверенности юридического лица или ИП. Чаще всего данная схема используется для разовой отправки документов. В большинстве случаев такой порядок предоставления отчетов налогоплательщикам попросту навязывается инспекторами контролирующей организации.
Третья схема предусматривает самостоятельную отправку пользователем отчетов посредством использования соответствующих порталов. Для этого в аккредитованном удостоверяющем центре оформляется электронная подпись. Затем осуществляется регистрация на каждом портале. Функционирует схема в нормальном режиме. Но ее использование удобным назвать сложно. Недостатком является отсутствие техподдержки, единого алгоритма подготовки отчетности.
Соотношение цены и качества
По соотношению стоимости, эффективности, удобства выигрывает, безусловно, прямая схема. В отличие от представительской, абонент здесь получает реальные услуги, а не кота в мешке. Преимуществами схемы являются прозрачность, качество технической поддержки, оперативность разрешения спорных ситуаций, технические гарантии, гарантии защиты данных и многое другое.
Что касается стоимости, прямая схема требует от абонента определенных затрат, и они могут быть разными. Зависит все от количества организаций (подразделений), подключенных к системе отправки электронной отчетности, содержания пакета услуг.