Материал подготовлен экспертами департамента бухгалтерских услуг «Бейкер Тилли Рус»
С 1 января 2022 года работодатели определенных категорий должны размещать сведения о вакансиях на единой цифровой платформе «Работа в России» или на иных информационных ресурсах, требования к которым установлены Правительством РФ. Соответствующие изменения в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» внесены Федеральным законом от 28.06.21 № 219-ФЗ. Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», являясь федеральной государственной информационной системой, призвана не только обеспечить содействие занятости населения в электронном виде, но и формировать аналитические данные о трудоустройстве граждан.
Размещать вакансии в единой базе обязаны, наряду с государственными организациями, юридические лица, в которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, в том числе и вновь созданные или реорганизованные компании. По общему правилу, информация на Единой цифровой платформе общедоступна, кроме той, доступ к которой ограничен федеральным законом.
С помощью платформы работодатели предоставляют в службу занятости информацию о наличии или отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также размещают информацию о наличии специальных рабочих мест, оборудованных для инвалидов.
Полнота, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой на единой цифровой платформе «Работа в России» находятся в зоне ответственности работодателя (п. 7 ст. 16.2, п. 3.1 ст. 25 Закона N 1032-1).
Обращаем ваше внимание, что пока не установлены точные даты или сроки представления такой информации.
Форма для размещения вакансий
В настоящее время в IV разделе действующего Приказа Роструда от 24.11.2015 N 319 «Об утверждении Форматов данных и требований к техническим, программным и лингвистическим средствам обеспечения формирования и ведения информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» работодателю предлагается самостоятельно внести информации о вакансиях следующим образом:
Наименование поля |
Формат |
Примечание |
Наименование, должность |
обязательное, текстовое поле |
|
Зарплата от |
обязательное, числовое поле, руб. |
Если не заполнено, вручную заполняется "По договоренности" |
Зарплата до |
обязательное, числовое поле, руб. |
Если не заполнено, вручную заполняется "По договоренности" |
Если компания не планирует публиковать в открытых источниках сведения о диапазоне заработных плат, вручную вносится фраза «По договоренности».
Уведомление о трудоустройстве соискателя/отказе в трудоустройстве
С 1 июля 2021 года платформа «Работа в России» должна использоваться при уведомлении службы занятости о трудоустройстве (отказе в трудоустройстве) соискателя. Такая обязанность возникает только при одновременном выполнении следующих условий - кандидат на должность направлен службой занятости, а работодатель зарегистрирован на платформе «Работа в России».
При приеме на работу по направлению от службы занятости работодатель в пятидневный срок должен подать уведомление в электронной форме с использованием единой цифровой платформы «Работа в России», с указанием дня приема на работу, либо вернуть направление, выданное гражданину, в орган службы занятости - при отсутствии регистрации компании на платформе (п. 5 ст. 25 Закона N 1032-1).
В случае отказа в приеме на работу такого гражданина работодатель уведомляет орган службы занятости о дате проведенных с гражданином переговоров и причине отказа в приеме в электронной форме - также с помощью платформы «Работа в России», либо делает в направлении отметку о дне явки на собеседование, причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину - в случае отсутствия регистрации на единой цифровой платформе.
Как передать информацию о вакансиях, если среднесписочная численность персонала за предыдущий год меньше 25 человек
По общему правилу представлять сведения можно следующим образом (п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2021 N 2576):
-
на сайте «Работа в России» (в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг») в форме электронного документа,
-
непосредственно в службу занятости в форме электронного документа или по почте с описью вложения.
Риски работодателя. Штрафы
Согласно общим правилам, отсутствие предоставления, неполный объем сведений или их недостоверность, а также несвоевременное предоставление сведений государственным органам, если соответствующая обязанность предусмотрена законом, является административным правонарушением.
В настоящее время ответственность работодателя, предусмотренная ст. 25 Закона N 1032-1, регулируется Кодексом об административных нарушениях РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 300 до 500 рублей, а для организаций от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.
Чтобы избежать административной ответственности как для самой компании, так и для ее должностных лиц, рекомендуем отслеживать актуальность штатного расписания, чтобы своевременно исключать вакантные должности, на которые не предполагается набор сотрудников, а также те позиции, прием на которые требует тщательного поиска квалифицированных кадров. Это позволит не создавать лишних сложностей с кандидатами, направляемыми органами занятости.
Комментарии эксперта Бейкер Тилли
Обязанность работодателей размещать вакансии на портале «Работа в России», обеспечивая актуальность и полноту всех данных, создает большие сложности для бизнеса.
Это - затраты времени на администрирование всей информации для сайта, а также обязательства в отношении направленных кандидатов от Центра занятости и выдачи им мотивированных отказов, прием работников c этими же условиями, нарушения конфиденциальности информации и прочее.
Вопросы вызывает и электронный мониторинг, который сейчас используют контролирующие органы для проверки компаний.
Кроме того, если на каждую размещенную на сайте «Работа в России» вакансию могут претендовать большое количество лиц, в том числе из отдаленных регионов, отказы компании в трудоустройстве могут быть оспорены кандидатами, в том числе и в судебном порядке.
В крупных компаниях, где происходит постоянная ротация персонала, работа по размещению вакансий на платформе, по подготовке мотивированных отказов в приеме на работу, неизбежно увеличит объем работы кадровой службы.
Недоверие к использованию портала может вызвать и открытость той информации, которую многие компании считают конфиденциальной и не подлежащей разглашению. Ситуация осложняется тем, что одна из самых крупных рекрутинговых компаний в России подписала соглашение с Рострудом о том, что вакансии, размещенные на ее ресурсах, автоматически попадают на платформу «Работа в России», хотя информацию о вакансиях, включая данные о заработной плате должен размещать на платформе именно работодатель.
Будет ли законодательно закреплена возможность аккредитованных частных агентств занятости, на основании договоров с компаниями выполнять функции работодателя по размещению вакансий на сайте платформы «Работы в России», покажет время. Пока судебная практика, официальные разъяснения и информация по этому вопросу отсутствует.
В настоящее время использование цифровой платформы «Работа в России» является единственным и безальтернативным вариантом для работодателя для исполнения требований Закона N 1032-1 по размещению вакансий, так как официальной информации об иных информационных ресурсах, на которых работодатели смогут размещать информацию о вакансиях в соответствии с изменениями, внесенными в Закон о занятости, нет.
Несмотря на то, что в настоящее время обязанность зарегистрироваться на портале «Работа в России» для работодателей прямо законодательством не установлена, уже сейчас регистрация может потребоваться для исполнения требований законодательства о размещении определенной законодательством информации: сведений для службы занятости, информации, уведомлений и т.д.