Единая цифровая платформа «Работа в России». Новые обязанности работодателя

С 1 января 2022 года работодатели определенных категорий должны размещать сведения о вакансиях на единой цифровой платформе «Работа в России» или на иных информационных ресурсах, требования к которым установлены Правительством РФ. Соответствующие изменения в Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» внесены Федеральным законом от 28.06.21 № 219-ФЗ. Единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», являясь федеральной государственной информационной системой, призвана не только обеспечить содействие занятости населения в электронном виде, но и формировать аналитические данные о трудоустройстве граждан.

Размещать вакансии в единой базе обязаны, наряду с государственными организациями, юридические лица, в которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, в том числе и вновь созданные или реорганизованные компании. По общему правилу, информация на Единой цифровой платформе общедоступна, кроме той, доступ к которой ограничен федеральным законом.

С помощью платформы работодатели предоставляют в службу занятости информацию о наличии или отсутствии свободных рабочих мест и вакантных должностей, а также размещают информацию о наличии специальных рабочих мест, оборудованных для инвалидов.

Полнота, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой на единой цифровой платформе «Работа в России» находятся в зоне ответственности работодателя (п. 7 ст. 16.2, п. 3.1 ст. 25 Закона N 1032-1).

Обращаем ваше внимание, что пока не установлены точные даты или сроки представления такой информации.

Форма для размещения вакансий

В настоящее время в IV разделе действующего Приказа Роструда от 24.11.2015 N 319 «Об утверждении Форматов данных и требований к техническим, программным и лингвистическим средствам обеспечения формирования и ведения информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» работодателю предлагается самостоятельно внести информации о вакансиях следующим образом:

Наименование поля

Формат

Примечание

Наименование, должность

обязательное, текстовое поле

Зарплата от

обязательное, числовое поле, руб.

Если не заполнено, вручную заполняется "По договоренности"

Зарплата до

обязательное, числовое поле, руб.

Если не заполнено, вручную заполняется "По договоренности"

Если компания не планирует публиковать в открытых источниках сведения о диапазоне заработных плат, вручную вносится фраза «По договоренности».

Уведомление о трудоустройстве соискателя/отказе в трудоустройстве

С 1 июля 2021 года платформа «Работа в России» должна использоваться при уведомлении службы занятости о трудоустройстве (отказе в трудоустройстве) соискателя. Такая обязанность возникает только при одновременном выполнении следующих условий - кандидат на должность направлен службой занятости, а работодатель зарегистрирован на платформе «Работа в России».

При приеме на работу по направлению от службы занятости работодатель в пятидневный срок должен подать уведомление в электронной форме с использованием единой цифровой платформы «Работа в России», с указанием дня приема на работу, либо вернуть направление, выданное гражданину, в орган службы занятости - при отсутствии регистрации компании на платформе (п. 5 ст. 25 Закона N 1032-1).

В случае отказа в приеме на работу такого гражданина работодатель уведомляет орган службы занятости о дате проведенных с гражданином переговоров и причине отказа в приеме в электронной форме - также с помощью платформы «Работа в России», либо делает в направлении отметку о дне явки на собеседование, причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину - в случае отсутствия регистрации на единой цифровой платформе.

Как передать информацию о вакансиях, если среднесписочная численность персонала за предыдущий год меньше 25 человек

По общему правилу представлять сведения можно следующим образом (п. 3 Постановления Правительства РФ от 30.12.2021 N 2576):

Риски работодателя. Штрафы

Согласно общим правилам, отсутствие предоставления, неполный объем сведений или их недостоверность, а также несвоевременное предоставление сведений государственным органам, если соответствующая обязанность предусмотрена законом, является административным правонарушением.

В настоящее время ответственность работодателя, предусмотренная ст. 25 Закона N 1032-1, регулируется Кодексом об административных нарушениях РФ. Размер штрафа составляет для должностных лиц от 300 до 500 рублей, а для организаций от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

Чтобы избежать административной ответственности как для самой компании, так и для ее должностных лиц, рекомендуем отслеживать актуальность штатного расписания, чтобы своевременно исключать вакантные должности, на которые не предполагается набор сотрудников, а также те позиции, прием на которые требует тщательного поиска квалифицированных кадров. Это позволит не создавать лишних сложностей с кандидатами, направляемыми органами занятости.

Комментарии эксперта Бейкер Тилли

Обязанность работодателей размещать вакансии на портале «Работа в России», обеспечивая актуальность и полноту всех данных, создает большие сложности для бизнеса.

Это - затраты времени на администрирование всей информации для сайта, а также обязательства в отношении направленных кандидатов от Центра занятости и выдачи им мотивированных отказов, прием работников c этими же условиями, нарушения конфиденциальности информации и прочее.

Вопросы вызывает и электронный мониторинг, который сейчас используют контролирующие органы для проверки компаний.

Кроме того, если на каждую размещенную на сайте «Работа в России» вакансию могут претендовать большое количество лиц, в том числе из отдаленных регионов, отказы компании в трудоустройстве могут быть оспорены кандидатами, в том числе и в судебном порядке.

В крупных компаниях, где происходит постоянная ротация персонала, работа по размещению вакансий на платформе, по подготовке мотивированных отказов в приеме на работу, неизбежно увеличит объем работы кадровой службы.

Недоверие к использованию портала может вызвать и открытость той информации, которую многие компании считают конфиденциальной и не подлежащей разглашению. Ситуация осложняется тем, что одна из самых крупных рекрутинговых компаний в России подписала соглашение с Рострудом о том, что вакансии, размещенные на ее ресурсах, автоматически попадают на платформу «Работа в России», хотя информацию о вакансиях, включая данные о заработной плате должен размещать на платформе именно работодатель.

Будет ли законодательно закреплена возможность аккредитованных частных агентств занятости, на основании договоров с компаниями выполнять функции работодателя по размещению вакансий на сайте платформы «Работы в России», покажет время. Пока судебная практика, официальные разъяснения и информация по этому вопросу отсутствует.

В настоящее время использование цифровой платформы «Работа в России» является единственным и безальтернативным вариантом для работодателя для исполнения требований Закона N 1032-1 по размещению вакансий, так как официальной информации об иных информационных ресурсах, на которых работодатели смогут размещать информацию о вакансиях в соответствии с изменениями, внесенными в Закон о занятости, нет.

Несмотря на то, что в настоящее время обязанность зарегистрироваться на портале «Работа в России» для работодателей прямо законодательством не установлена, уже сейчас регистрация может потребоваться для исполнения требований законодательства о размещении определенной законодательством информации: сведений для службы занятости, информации, уведомлений и т.д.