ИА ГАРАНТ

Место работы сотрудника является основным. Какие последовательные действия должны предпринять работодатель и работник при оформлении работнику допуска к государственной тайне? Оформление каких документов, внутренних локальных актов при этом необходимо (описать по очередности)? Должно ли быть прописано в трудовом договоре либо должностной инструкции работника, что у него должен иметься либо имеется допуск к государственной тайне? Какими законами и нормативными актами разъясняется этот порядок оформления допуска?

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне" (далее - Закон N 5485-I) допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне (далее - Допуск) осуществляется в добровольном порядке. При этом граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к гостайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления Допуска в установленном порядке (п. 6 Инструкции... (далее - Инструкция), утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (далее — Постановление)).

Оформление Допуска осуществляется по месту работы (службы) (п. 5 Инструкции). Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к гостайне, определяется номенклатурой должностей работников (далее - Номенклатура) (форма 3), которая разрабатывается режимно-секретным подразделением организации (далее - РСП)*(1) и подписывается его руководителем. В Номенклатуру подлежат включению только те должности, по которым допуск работников к гостайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей (п.п. 19-21 Инструкции).

Согласно п. 22 Инструкции Номенклатура в 2 экземплярах направляется организацией, территориально обособленным подразделением на согласование в орган безопасности (далее - орган ФСБ) по месту их расположения. В сопроводительном письме указываются сведения, предусмотренные указанным пунктом.

Пунктом 23 Инструкции определено, что после согласования с органом ФСБ Номенклатура утверждается: в государственных органах, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", органах местного самоуправления - руководителями соответственно государственных органов, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", органов местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами; в организациях - руководителями организаций.

На наш взгляд, по своему смыслу данный пункт устанавливает только категории лиц, которым предоставлено право утверждения Номенклатуры после ее согласования с органом ФСБ. В госорганах, названных госкорпорациях, органах местного самоуправления такое право предоставлено их руководителям или уполномоченным ими же должностным лицам. В организации таким правом обладает только лицо, являющееся ее руководителем.

В силу п. 27 Инструкции подготовка материалов для оформления Допуска осуществляется кадровыми подразделениями (работниками, ведущими кадровую работу) организации (далее - кадровые подразделения). Направлять граждан в РСП и органы ФСБ по вопросам, связанным с оформлением Допуска, запрещено.

Согласно п. 28 Инструкции граждане, которым оформляется Допуск, представляют собственноручно заполненную анкету (форма 4), документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.), а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими гостайну*(2).

Как следует из п. 29 Инструкции, работники кадрового подразделения:

а) знакомят гражданина, которому оформляется Допуск, с нормами законодательства РФ о гостайне, предусматривающими ответственность за его нарушение*(3);

б) сверяют сведения, указанные гражданином в анкете, со сведениями, содержащимися в представленных документах;

в) уточняют при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете*(4);

г) доводят до гражданина, которому оформляется Допуск, обязательства перед государством о соблюдении требований законодательства РФ о гостайне*(5).

Кроме того, как следует из ч. 3 п. 21 Закона N 5485-I, необходимы письменное согласие указанных граждан на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона N 5485-I, а также письменное согласие на проведение полномочными органами в отношении них проверочных мероприятий*(6).

Необходимые документы передаются кадровым подразделением в РСП. В свою очередь, РСП осуществляет действия, указанные в п. 31 Инструкции, в том числе:

  • оформляет, учитывает и хранит карточки (форма 1), копии трудового договора (контракта) и расписки, содержащие обязательства граждан по соблюдению требований законодательства РФ о гостайне (форма 2);

  • осуществляет контроль за исполнением установленных требований по Допуску;

  • осуществляет учет предписаний на выполнение задания (форма 5) и справок о соответствующей форме допуска (формы 6-8);

  • проводит инструктаж граждан, допускаемых к гостайне (документ, которым бы определялся порядок такого инструктажа, найти, к сожалению, не удалось).

На каждого гражданина, которому оформляется Допуск с проведением органом ФСБ проверочных мероприятий, РСП направляет в орган ФСБ документы, указанные в п. 33 Инструкции. Согласно п. 34 Инструкции органы ФСБ могут запрашивать в организациях дополнительные документы, необходимые для проведения проверочных мероприятий.

Документы, не соответствующие требованиям Инструкции, возвращаются органом ФСБ для доработки.

В соответствии с п. 38 Инструкции карточка (форма 1) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий и номером Допуска возвращается в организацию. Решение о Допуске оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и печатью организации (п. 39 Инструкции).

Взаимные обязательства администрации и гражданина, допущенного к гостайне на постоянной основе, отражаются в трудовом договоре (контракте) (ч. 8 ст. 21 Закона N 5485-I). Соответственно, полагаем, что в трудовом договоре также необходимо:

  • отразить факт принятия работником на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну (п. 10 Инструкции);

  • зафиксировать письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона N 5485-I;

  • определить виды, размеры и порядок предоставления социальных гарантий, предусмотренные ч. 6 ст. 21 Закона N 5485-I*(7).

Кроме того, как подчеркивает судебная практика, в трудовом договоре также должны быть отражены сведения о том, что должностные обязанности предусматривают допуск к государственной тайне*(8).

В заключение отметим, что изложенное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в органы ФСБ, которым в силу п. 3 Постановления предоставлено право давать госорганам, органам местного самоуправления и организациям разъяснения по вопросам применения Инструкции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария

1 февраля 2019 г.


*(1) В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих гостайну, руководителями органов госвласти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите гостайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ, и с учетом специфики проводимых ими работ (ч. 4 ст. 20 Закона N 5485-I). Вместе с тем обнаружить соответствующие нормативные документы, утвержденные Правительством РФ, к сожалению, не удалось.

Как отмечается в п. 7 Разъяснения..., утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.05.2011 N 408н, структурными подразделениями по защите государственной тайны считаются созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации специальные подразделения, а также отдельные должности, замещаемые специалистами, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны. Перечень структурных подразделений и отдельных должностей по защите государственной тайны утверждается приказами (распоряжениями, указаниями). В перечень включаются только те структурные подразделения и отдельные должности, на которые согласно утвержденным в установленном порядке положениям (должностным регламентам, должностным обязанностям) возложено выполнение конкретных задач (функций) с учетом специфики проводимых работ по защите государственной тайны, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в качестве их основных функций.

Согласно п. 32 Инструкции в случае отсутствия в организации РСП или работника, исполняющего функции РСП, оформление Допусков осуществляется РСП организации, которая оказывает данной организации услуги по защите гостайны.

*(2) Форма и порядок получения такой справки утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2011 N 989н.

*(3) Поскольку законодательством не определена обязательная форма документа для таких случаев, полагаем, что организация вправе самостоятельно разработать соответствующий документ (например, расписку), в котором будут отражены сведения и подпись гражданина об ознакомлении с такими нормами.

*(4) Анкета гражданина, которому оформляется Допуск, подписывается работником кадрового подразделения и заверяется печатью организации или кадрового подразделения (при наличии печати) (п. 30 Инструкции).

*(5) Смотрите форму 2 - Примерное содержание обязательств граждан перед государством по соблюдению требований законодательства РФ о гостайне.

*(6) Специальных форм документов для таких случаев не предусмотрено, соответственно, организация также вправе их разработать самостоятельно.

Согласно п. 8 Инструкции проверочные мероприятия, связанные с оформлением Допуска, осуществляются органом ФСБ по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 Закона N 5485-I (ч. 5 ст. 21 Закона N 5485-I).

Согласно ч. 9 ст. 21 Закона N 5485-I устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

*(7) Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны утверждены постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 N 573.

*(8) Смотрите решение Адыге-Хабльского районного суда Карачаево-Черкесской Республики от 24.08.2017 по делу N 2а-422/2017.