Автор: Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист,
доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов

В одной из своих предыдущих статей мы рассмотрели обязанности, запреты и ограничения для граждан России, имеющих счета (вклады) в иностранных банках1. А именно нами было рассмотрено регулирование, предусмотренное Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – «Закон № 173-ФЗ»).

Закон № 173-ФЗ весьма сложен для восприятия, толкования и применения. В хитросплетениях положений Закона № 173-ФЗ непросто разобраться даже специалисту. А разбираться необходимо, поскольку несоблюдение предусмотренных Законом № 173-ФЗ обязанностей, запретов и ограничений может повлечь весьма серьезную ответственность (в некоторых случаях – штраф в размере до полной суммы совершенной операции (ст. 15.25 КоАП РФ)).

Но с марта 2022 года ситуация существенно осложнилась тем, что в рамках так называемых «специальных экономических мер» были введены, помимо прочего, дополнительные меры валютного регулирования (в том числе, дополнительные запреты и ограничения для граждан России, имеющих счета (вклады) в иностранных банках). Это именно дополнительные меры валютного регулирования – «в довесок» к положениям Закона № 173-ФЗ (т.е. Закон № 173-ФЗ и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты продолжают действовать, но с учетом новых дополнительных мер).

В рамках «специальных экономических мер» дополнительные меры валютного регулирования изначально введены Указами Президента России, некоторые из которых, кстати, уже успели претерпеть существенные изменения (это, в первую очередь, Указы Президента России от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022), от 05.03.2022 № 95 (с изм. от 04.05.2022), от 18.03.2022 № 126 (с изм. от 04.05.2022), от 04.05.2022 № 254).

Все бы еще ничего, но часть полномочий по «дорегулированию» и разъяснению новых мер Президент России передал Центральному Банку России (ЦБ РФ) и специальной Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее по тексту также – «Правительственная комиссия»), которые весьма активно подключились к теме валютного регулирования.

И в итоге валютное регулирование стало похоже на «непролазную чащу», бессистемно сплетенную из положений многочисленных актов: Закон № 173-ФЗ и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, разъяснения и иные акты ЦБ РФ, акты Правительственной комиссии.

Нужно сказать, что новые запреты и ограничения – весьма существенные.

Например, раньше (до «специальных экономических мер») гражданин России мог без ограничений и без каких-либо дополнительных разрешений свободно переводить иностранную валюту со своего счета (вклада) в российском банке на свой счет (вклад) в иностранном банке, а также между своими счетами (вкладами) в иностранных банках; гражданин России мог также без ограничений и без каких-либо дополнительных разрешений свободно вносить наличную иностранную валюту на свой счет (вклад) в иностранном банке (ч. 4, 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).

Теперь, в соответствии с новыми мерами валютного регулирования, вносить и зачислять наличную иностранную валюту на свой счет (вклад) в иностранном банке гражданин России по общему правилу может только по разрешению Правительственной комиссии (пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022)).

Кроме того, в соответствии с новыми мерами валютного регулирования, гражданин России может переводить иностранную валюту со своего счета (вклада) в российском банке на свой счет (вклад) в иностранном банке только в пределах ограничений, установленных ЦБ РФ (пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022), Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 6 апреля 2022 года № 26 (доведена Минфином России 05.05.2022 № 05-06-10/ВН-23180)). На момент написания настоящей статьи такие переводы возможны в пределах 150 тыс. долларов США (или эквивалент в другой иностранной валюте) в течение календарного месяца (Информация ЦБ РФ от 07.06.2022).

Переводы гражданином России иностранной валюты между своими счетами (вкладами) в иностранных банках теперь по общему правилу возможны только на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией (пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022)). Но уже отдельно установлены некоторые исключения из этого общего правила, когда гражданин России может свободно, без дополнительных разрешений, переводить иностранную валюту между своими счетами (вкладами) в иностранных банках, например:

1. Если изначально иностранная валюта образовалась на счете (вкладе) гражданина РФ в иностранном банке в результате конвертации в иностранном банке российских рублей (т.е. как результат конвертации на счете (вкладе) в иностранном банке российских рублей), то такую иностранную валюту гражданин России в дальнейшем может переводить между своими счетами (вкладами) в иностранных банках без ограничений и без дополнительных разрешений (Официальное разъяснение Банка России от 16.04.2022 № 4-ОР).

2. Без ограничений и без дополнительных разрешений возможны переводы гражданином России иностранной валюты между своими счетами (вкладами) в иностранных банках при соблюдении следующих двух условий (п. 3 Выписки из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 7 (доведена Минфином России 12.03.2022 № 05-06-10/ВН-11081)):

  • счет (вклад) в иностранном банке, с которого перечисляется иностранная валюта, открыт до 01.03.2022;

  • в соответствии с законодательством РФ гражданин России уведомил российский налоговый орган о своих счетах (вкладах) в иностранных банках, между которыми перечисляется иностранная валюта.

3. Гражданин России может без ограничений и без дополнительных разрешений переводить/зачислять иностранную валюту на свои счета (вклады), открытые в «дружественных» государствах, с любых других своих счетов (вкладов), открытых в иностранных государствах, при условии раскрытия информации о таких счетах (вкладах) российским налоговым органам в соответствии с законодательством РФ (Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 30 мая 2022 года № 56/1 (доведена Минфином России 10.06.2022 № 05-06-10/ВН-29991)).

В рамках новых мер валютного регулирования предусмотрены дополнительные запреты и ограничения также и в отношении переводов/зачислений иностранной валюты на счета (вклады) граждан России в иностранных банках от третьих лиц (как от валютных резидентов РФ, так и от валютных нерезидентов РФ).

В настоящей статье мы не ставим своей целью рассмотреть полностью все новые меры валютного регулирования. Как мы уже отметили выше, с учетом действия Закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов, новые (дополнительные) меры валютного регулирования очень сложно описать системно и при этом понятно для прочтения. Слишком много стало факторов/обстоятельств, каждый из которых может иметь решающее значение при оценке допустимости/законности той или иной валютной операции гражданина России. В частности, решающее значение могут иметь:

  • характер операции;

  • валюта операции;

  • направление операции («из России» или «в Россию»);

  • дата совершения операции (поскольку разные меры валютного регулирования вводились и изменялись не одномоментно);

  • гражданство или место регистрации другой стороны операции;

  • преимущественное проживание каждой из сторон операции;

  • наличие близких родственных или супружеских связей между сторонами операции;

  • дата открытия счета (вклада) в иностранном банке и «дружественность» страны, в которой такой счет (вклад) открыт;

и др.

В настоящей статье мы хотим остановиться на другом вопросе: чем грозит несоблюдение новых мер валютного регулирования?

На наш взгляд, этот вопрос не вполне однозначен.

Как мы уже отметили выше, новые меры валютного регулирования в первую очередь основываются на Указах Президента России (Указы Президента России от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022), от 05.03.2022 № 95 (с изм. от 04.05.2022), от 18.03.2022 № 126 (с изм. от 04.05.2022), от 04.05.2022 № 254 и др.). А уже в соответствии с Указами Президента России некоторые новые меры валютного регулирования «дописаны» актами ЦБ РФ и актами Правительственной комиссии.

Но дело в том, что Закон № 173-ФЗ не предусматривает право Президента РФ вводить валютные ограничения и запреты (в ст. 4 Закона № 173-ФЗ названы возможные акты валютного законодательства РФ, акты органов валютного регулирования, акты органов валютного контроля, но Президент России и его акты в их числе не названы).

Те Законы, на которые имеется ссылка в Указах Президента России (Федеральные законы от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»), также прямо не предусматривают право Президента России вводить дополнительные валютные ограничения и запреты в отношении именно российских граждан и российских юридических лиц.

Соответственно, можно говорить о том, что Указы Президента России, в соответствии с которыми введены новые меры валютного регулирования, приняты за пределами полномочий Президента России (по крайней мере, в части ограничений и запретов, которые распространяются именно на российских граждан и российских юридических лиц).

Но учтут ли это важное обстоятельство контролирующие органы и суды – пока непонятно. Учитывая текущую ситуацию, – вряд ли учтут.

Таким образом, валютные операции, не соответствующие новым мерам валютного регулирования, скорее всего, будут квалифицироваться как незаконные валютные операции, с возможной ответственностью по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (штраф в размере до полной суммы валютной операции).


1 Жигачев А.В. Обязанности, запреты и ограничения для граждан России, имеющих счета (вклады) в иностранных банках // https://www.audit-it.ru/articles/finance/a107/1020848.html

По вопросам налогового консультирования обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru