Автор: Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист,
доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов
В одной из своих предыдущих статей мы рассмотрели обязанности, запреты и ограничения для граждан России, имеющих счета (вклады) в иностранных банках1. А именно нами было рассмотрено регулирование, предусмотренное Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – «Закон № 173-ФЗ»).
Закон № 173-ФЗ весьма сложен для восприятия, толкования и применения. В хитросплетениях положений Закона № 173-ФЗ непросто разобраться даже специалисту. А разбираться необходимо, поскольку несоблюдение предусмотренных Законом № 173-ФЗ обязанностей, запретов и ограничений может повлечь весьма серьезную ответственность (в некоторых случаях – штраф в размере до полной суммы совершенной операции (ст. 15.25 КоАП РФ)).
Но с марта 2022 года ситуация существенно осложнилась тем, что в рамках так называемых «специальных экономических мер» были введены, помимо прочего, дополнительные меры валютного регулирования (в том числе, дополнительные запреты и ограничения для граждан России, имеющих счета (вклады) в иностранных банках). Это именно дополнительные меры валютного регулирования – «в довесок» к положениям Закона № 173-ФЗ (т.е. Закон № 173-ФЗ и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты продолжают действовать, но с учетом новых дополнительных мер).
В рамках «специальных экономических мер» дополнительные меры валютного регулирования изначально введены Указами Президента России, некоторые из которых, кстати, уже успели претерпеть существенные изменения (это, в первую очередь, Указы Президента России от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022), от 05.03.2022 № 95 (с изм. от 04.05.2022), от 18.03.2022 № 126 (с изм. от 04.05.2022), от 04.05.2022 № 254).
Все бы еще ничего, но часть полномочий по «дорегулированию» и разъяснению новых мер Президент России передал Центральному Банку России (ЦБ РФ) и специальной Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее по тексту также – «Правительственная комиссия»), которые весьма активно подключились к теме валютного регулирования.
И в итоге валютное регулирование стало похоже на «непролазную чащу», бессистемно сплетенную из положений многочисленных актов: Закон № 173-ФЗ и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные акты, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, разъяснения и иные акты ЦБ РФ, акты Правительственной комиссии.
Нужно сказать, что новые запреты и ограничения – весьма существенные.
Например, раньше (до «специальных экономических мер») гражданин России мог без ограничений и без каких-либо дополнительных разрешений свободно переводить иностранную валюту со своего счета (вклада) в российском банке на свой счет (вклад) в иностранном банке, а также между своими счетами (вкладами) в иностранных банках; гражданин России мог также без ограничений и без каких-либо дополнительных разрешений свободно вносить наличную иностранную валюту на свой счет (вклад) в иностранном банке (ч. 4, 5 ст. 12 Закона № 173-ФЗ).
Теперь, в соответствии с новыми мерами валютного регулирования, вносить и зачислять наличную иностранную валюту на свой счет (вклад) в иностранном банке гражданин России по общему правилу может только по разрешению Правительственной комиссии (пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022)).
Кроме того, в соответствии с новыми мерами валютного регулирования, гражданин России может переводить иностранную валюту со своего счета (вклада) в российском банке на свой счет (вклад) в иностранном банке только в пределах ограничений, установленных ЦБ РФ (пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022), Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 6 апреля 2022 года № 26 (доведена Минфином России 05.05.2022 № 05-06-10/ВН-23180)). На момент написания настоящей статьи такие переводы возможны в пределах 150 тыс. долларов США (или эквивалент в другой иностранной валюте) в течение календарного месяца (Информация ЦБ РФ от 07.06.2022).
Переводы гражданином России иностранной валюты между своими счетами (вкладами) в иностранных банках теперь по общему правилу возможны только на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией (пп. «б» п. 3 Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), пп. «б» п. 1 Указа Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022)). Но уже отдельно установлены некоторые исключения из этого общего правила, когда гражданин России может свободно, без дополнительных разрешений, переводить иностранную валюту между своими счетами (вкладами) в иностранных банках, например:
1. Если изначально иностранная валюта образовалась на счете (вкладе) гражданина РФ в иностранном банке в результате конвертации в иностранном банке российских рублей (т.е. как результат конвертации на счете (вкладе) в иностранном банке российских рублей), то такую иностранную валюту гражданин России в дальнейшем может переводить между своими счетами (вкладами) в иностранных банках без ограничений и без дополнительных разрешений (Официальное разъяснение Банка России от 16.04.2022 № 4-ОР).
2. Без ограничений и без дополнительных разрешений возможны переводы гражданином России иностранной валюты между своими счетами (вкладами) в иностранных банках при соблюдении следующих двух условий (п. 3 Выписки из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 7 (доведена Минфином России 12.03.2022 № 05-06-10/ВН-11081)):
-
счет (вклад) в иностранном банке, с которого перечисляется иностранная валюта, открыт до 01.03.2022;
-
в соответствии с законодательством РФ гражданин России уведомил российский налоговый орган о своих счетах (вкладах) в иностранных банках, между которыми перечисляется иностранная валюта.
3. Гражданин России может без ограничений и без дополнительных разрешений переводить/зачислять иностранную валюту на свои счета (вклады), открытые в «дружественных» государствах, с любых других своих счетов (вкладов), открытых в иностранных государствах, при условии раскрытия информации о таких счетах (вкладах) российским налоговым органам в соответствии с законодательством РФ (Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 30 мая 2022 года № 56/1 (доведена Минфином России 10.06.2022 № 05-06-10/ВН-29991)).
В рамках новых мер валютного регулирования предусмотрены дополнительные запреты и ограничения также и в отношении переводов/зачислений иностранной валюты на счета (вклады) граждан России в иностранных банках от третьих лиц (как от валютных резидентов РФ, так и от валютных нерезидентов РФ).
В настоящей статье мы не ставим своей целью рассмотреть полностью все новые меры валютного регулирования. Как мы уже отметили выше, с учетом действия Закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актов, новые (дополнительные) меры валютного регулирования очень сложно описать системно и при этом понятно для прочтения. Слишком много стало факторов/обстоятельств, каждый из которых может иметь решающее значение при оценке допустимости/законности той или иной валютной операции гражданина России. В частности, решающее значение могут иметь:
-
характер операции;
-
валюта операции;
-
направление операции («из России» или «в Россию»);
-
дата совершения операции (поскольку разные меры валютного регулирования вводились и изменялись не одномоментно);
-
гражданство или место регистрации другой стороны операции;
-
преимущественное проживание каждой из сторон операции;
-
наличие близких родственных или супружеских связей между сторонами операции;
-
дата открытия счета (вклада) в иностранном банке и «дружественность» страны, в которой такой счет (вклад) открыт;
и др.
В настоящей статье мы хотим остановиться на другом вопросе: чем грозит несоблюдение новых мер валютного регулирования?
На наш взгляд, этот вопрос не вполне однозначен.
Как мы уже отметили выше, новые меры валютного регулирования в первую очередь основываются на Указах Президента России (Указы Президента России от 28.02.2022 № 79 (ред. от 23.05.2022), от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 04.05.2022), от 05.03.2022 № 95 (с изм. от 04.05.2022), от 18.03.2022 № 126 (с изм. от 04.05.2022), от 04.05.2022 № 254 и др.). А уже в соответствии с Указами Президента России некоторые новые меры валютного регулирования «дописаны» актами ЦБ РФ и актами Правительственной комиссии.
Но дело в том, что Закон № 173-ФЗ не предусматривает право Президента РФ вводить валютные ограничения и запреты (в ст. 4 Закона № 173-ФЗ названы возможные акты валютного законодательства РФ, акты органов валютного регулирования, акты органов валютного контроля, но Президент России и его акты в их числе не названы).
Те Законы, на которые имеется ссылка в Указах Президента России (Федеральные законы от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»), также прямо не предусматривают право Президента России вводить дополнительные валютные ограничения и запреты в отношении именно российских граждан и российских юридических лиц.
Соответственно, можно говорить о том, что Указы Президента России, в соответствии с которыми введены новые меры валютного регулирования, приняты за пределами полномочий Президента России (по крайней мере, в части ограничений и запретов, которые распространяются именно на российских граждан и российских юридических лиц).
Но учтут ли это важное обстоятельство контролирующие органы и суды – пока непонятно. Учитывая текущую ситуацию, – вряд ли учтут.
Таким образом, валютные операции, не соответствующие новым мерам валютного регулирования, скорее всего, будут квалифицироваться как незаконные валютные операции, с возможной ответственностью по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ (штраф в размере до полной суммы валютной операции).
1 Жигачев А.В. Обязанности, запреты и ограничения для граждан России, имеющих счета (вклады) в иностранных банках // https://www.audit-it.ru/articles/finance/a107/1020848.html
По вопросам налогового консультирования обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru
Ну Здравствуй, железный занавес, только последний раз, когда он был государство ДАРИЛО квартиру (но об этом сейчас не модно вспоминать) .... Ну правильно, когда верхушка наворовалась, обычным людям теперь любое несоответствие вменится за - о Боги - великое нарушение, карающееся конфискацией.... Ай да молодцы. На пенсию копите сами, "существуйте" на з/ в 23 тыщ. рублей в месяц с ценами улетевшими на всё в космос и $ по 50, с инфляцией в 17%, депозитами в 5% и надвигающейся рецессией и безработицей в стране, а мы пока вашей валютой займёмся, побреем всё, что не добрили и сырья общественного наподаем, а вы живите как хотите ..... Вот это я понимаю государство "позаботилось" о гражданах...
Большое спасибо за статью!
Однако, на основе прочитанного мне не удалось конкретно представить мой случай. Помогите, пожалуйста, понять:
Я налоговый резидент РФ и пока намереваюсь им оставаться.
Я открыл счет в Сербии, положил на него пару сотен евро через банкомат, и... на сегодня уже несколько дней, как просрочил извещение в налоговую об открытии счета.
Теперь мне нужно перечислить на этот счет валюту из РФ по SWIFT. Каковы мои действия?:
Известить о счете налоговую через сайт? Можно ли после этого сразу перечислять валюту?
Какие меры мне "светят"? Просто штраф за просрочку? Будет ли что-то за пополнение через банкомат? В безопасности ли крупный перевод после заявления о счете?
Заранее спасибо!