Минфин

Содержание

1.Введение
2.Правовое регулирование аудиторской деятельности
3.Законодательство об аудиторской деятельности
4.Нормативно-методическое обеспечение
5.Субъекты аудиторской деятельности
6.Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы
7.Аудиторы
8.Состояние рынка аудиторских услуг
9.Объем оказанных аудиторских услуг
10.Концентрация аудиторской деятельности
11.Клиенты аудиторских организаций
12.Малые, средние и крупные аудиторские организации
13.Типичные аудиторские организации
14.Профессиональная аттестация аудиторов
15.Система профессиональной аттестации аудиторов
16.Обучение аудиторов
17.Повышение квалификации аудиторов
18.Программы повышения квалификации аудиторов
19.Контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов
20.Система контроля качества работы
21.Внутренний контроль качества работы
22.Показатели контрольной деятельности
23.Контроль качества работы аудиторов
24.Недостатки, выявленные системой контроля качества работы
25.Развитие саморегулирования
26.Аудиторские объединения
27.Совет по аудиторской деятельности
28.Взаимодействие Минфина России с аудиторским сообществом
29.Международное сотрудничество
30.Заключение
31.Принятые сокращения


Введение

Настоящий Доклад подготовлен во исполнение статьи 15 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В нем представлены результаты анализа состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2008 г.

Доклад подготовлен на основе представляемых в Минфин России отчетов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аудиторских объединений, учебно-методических центров, а также данных государственных реестров в сфере аудиторской деятельности, которые ведет Минфин России. При составлении Доклада использованы также законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2008 г. внешних проверок качества работы, лицензионного контроля, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и ведения аудиторской деятельности, материалы обсуждений на заседаниях Совета по аудиторской деятельности.

Правовое регулирование аудиторской деятельности

Продолжалась работа по совершенствованию правового обеспечения аудиторской деятельности. Данная работа велась как в отношении законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, так и в отношении нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Законодательство об аудиторской деятельности

В течение 2008 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации продолжалась работа над проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». На основе этого законопроекта Федеральным Собранием Российской Федерации 30 декабря 2008 г. была принята новая редакция Федерального закона «Об аудиторской деятельности», которая введена в действие с 1 января 2009 г.

Основная идея новой редакции федерального закона - развитие саморегулирования профессии и обеспечение общественного надзора за ее развитием. Закон обеспечивает передачу ряда важнейших функций регулирования аудиторской профессии и аудиторской деятельности от уполномоченных государственных органов саморегулируемым организациям аудиторов. Среди таких функций, в частности, - предоставление права заниматься аудиторской деятельностью, разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики, внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, организация системы непрерывного повышения квалификации аудиторов и контроль за соблюдением ими соответствующих требований, принятие мер дисциплинарного воздействия к аудиторским организациям и аудиторам.

С целью обеспечения общественного надзора за развитием аудиторской профессии предусмотрено преобразование Совета по аудиторской деятельности. Согласно новой редакции федерального закона меняются подходы к определению численного и персонального Совета, порядка его формирования, сферы деятельности и регламента работы. Общественный надзор обеспечивается, в частности, тем, что к полномочиям Совета отнесены рассмотрение и рекомендация стандартов аудиторской деятельности, одобрение кодекса профессиональной этики, надзор за функционированием системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

Продолжалось обсуждение проекта изменений в ряд федеральных законов, предусматривающих более тесное сотрудничество аудиторских организаций, проводящих аудит бухгалтерской отчетности кредитных организаций, с Центральным банком Российской Федерации как органом банковского надзора. Основой этих поправок должны стать Международное положение по аудиторской практике «Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами банков» и Принципы эффективного банковского надзора, принятые Базельским комитетом.

Нормативно-методическое обеспечение

В 2008 г. продолжалась работа над ФПСАД. Правительством Российской Федерации утверждены три новых правила (стандарта), одно правило (стандарт) признано утратившим силу и четыре правила (стандарта) утверждены в новой редакции. С учетом этих изменений по состоянию на 31 декабря 2008 г. действовали 33 ФПСАД, что обеспечило регулирование практически всех основных вопросов организации и осуществления аудиторской деятельности.

Велась работа по совершенствованию правил и процедур лицензирования аудиторской деятельности. Правительством Российской Федерации утверждена новая редакция Положения о лицензировании аудиторской деятельности, а Минфином России - формы документов, используемых при лицензировании. Принятие их позволило существенно упорядочить деятельность по лицензированию в сфере аудита.

Проводилась работа по обобщению практики применения ФПСАД. По результатам этой работы опубликованы рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2008 г. Особое внимание в них обращено на особенности проведения аудита в экономической ситуации, сложившейся во второй половине 2008 г и начале 2009 г., в частности на новые аудиторские риски.

Советом по аудиторской деятельности одобрен ряд документов методического характера. Они способствуют пониманию и применению ФПСАД, совершенствованию порядка проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядка непрерывного повышения квалификации аудиторов.

Субъекты аудиторской деятельности

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», действовавшим в 2008 г., субъектом аудиторской деятельности как предпринимательской деятельности являются аудиторские организации (юридические лица) и индивидуальные аудиторы. Аудиторская деятельность включает проведение аудита бухгалтерской отчетности и оказание сопутствующих аудиту услуг, перечень которых установлен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, а индивидуальные аудиторы не вправе также проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности.

Аудиторскую деятельность имеют право вести субъекты, которым предоставлена лицензия на осуществление аудиторской деятельности1 . Минфин России как лицензирующий орган в соответствующем государственном реестре учитывает выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности. Их количество показывает, сколько аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов имеют право вести аудиторскую деятельность:

Таблица1

 

На
1.04.05

На 1.01.06

На 1.01.07

На 1.01.08

На 1.01.09

Лицензии на осуществление аудиторской деятельности -
всего, тыс.

7,2

7,7

8,2

7,3

6,9

в том числе:

         

аудиторские организации

6,1

6,6

7,1

6,4

6,2

индивидуальные аудиторы

1,1

1,1

1,1

0,9

0,7

Как видно из таблицы 1, начиная с 2007 г. наблюдалось сокращение количества лицензий: в 2007 г. - на 0,9 тыс., в 2008 г. - на 0,4 тыс. Данное сокращение во многом обусловлено тем, что не все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы продлевали срок действия своих лицензий. В 2007­2008 гг. за продлением срока действия лицензий обращалось в среднем порядка 60 % аудиторских организаций и порядка 30 % индивидуальных аудиторов, срок действия лицензий которых истекал.

В 2008 г. в Минфин России поступило 842 заявления о предоставлении лицензий на осуществлении аудиторской деятельности, что на 164 заявления или на 24 % больше, чем в 2007 г. Лицензии предоставлены 746 соискателям (89 %). 96 соискателям (11 %) отказано в предоставлении лицензии. Продлен срок действия 1287 лицензий.

Распределение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по федеральным округам характеризуется следующими данными:

Таблица2

Федеральный округ

Аудиторские организации

Индивидуальные аудиторы

кол-во лицензий, тыс.

в % от общего кол-ва

кол-во лицензий, тыс.

в % от общего кол-ва

Российская Федерация

6,2

100

0,7

100

в том числе:

       

Центральный

3,0

48,4

0,2

28,6

Северо-Западный

0,7

11,3

0,1

14,3

Южный

0,5

8,1

0,1

14,3

Приволжский

0,8

12,9

0,1

14,3

Уральский

0,5

8,1

0,05

7,1

Сибирский

0,5

8,1

0,1

14,3

Дальневосточный

0,2

3,1

0,05

7,1

В 2008 г. распределение аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов по федеральным округам практически не изменилось по сравнению с 2007 г .


Подавляющее большинство аудиторских организаций занимается аудиторской деятельностью пять и более лет. Данная «возрастная» структура аудиторских организаций сохраняется на протяжении достаточно длительного времени:

Однако, как в любом сегменте рынка, на рынке аудиторских услуг количество субъектов, фактически ведущих деятельность, отличается от количества субъектов, имеющих право вести такую деятельность. Наличие лицензии у ряда аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не сопровождается фактическим ведением аудиторской деятельности. Экспертная оценка показала, что на протяжении последних лет фактически вели аудиторскую деятельность порядка 4,5-5,0 тыс. субъектов. При этом доля индивидуальных аудиторов в данном показателе незначительна по сравнению с долей аудиторских организаций. Деятельность индивидуальных аудиторов носит ограниченный характер, масштабы ее не оказывают существенного влияния на показатели рынка аудиторских услуг.

Аудиторы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» субъектами аудиторской деятельности как профессиональной деятельности являются аудиторы. Аудитор занимается данной профессиональной деятельностью в качестве работника аудиторской организации (на основе трудового или гражданско-правового договора) либо индивидуального аудитора. Квалификационные аттестаты аудитора выдаются Минфином России лицам, отвечающим установленным квалификационным требованиям, и успешно сдавшим квалификационный экзамен. Квалификационные аттестаты аудитора выдаются по следующим видам аудита: общий аудит; банковский аудит; аудит страховщиков; аудит бирж.

В 2008 г. было выдано 1382 квалификационных аттестата аудитора, что на 20 % больше, чем в 2007 г. Из общего количества выданных аттестатов 93 % - по общему аудиту. Общее количество выданных Минфином России квалификационных аттестатов аудитора возросло за год на 3,5 %. В 2008 г. годовой прирост количества выданных квалификационных аттестатов аудитора превысил аналогичный показатель 2007 г. на 1,4 %, однако, как и в 2007 г., оказался значительно ниже годового прироста, наблюдавшегося в 2005-2006 гг.


Общее количество квалификационных аттестатов аудитора, выданных Минфином России за все время проведения аттестации, и распределение их по видам аудита приведено в следующей таблице:

Распределение аудиторов по федеральным округам характеризуется следующими данными:

Таблица 5

Федеральный округ

Доля в общем количестве квалификационных аттестатов аудитора, %

2007

2008

Российская Федерация

100

100

в том числе:

   

Центральный

47,5*

47,2*

Северо-Западный

11,6

11,6

Южный

7,6

7,7

Приволжский

15,0

15,0

Уральский

6,9

7,0

Сибирский

8,2

8,2

Дальневосточный

3,2

3,3

* Из них Москва - 29 %.

Из общего количества держателей квалификационных аттестатов аудитора около 80 % - женщины. Меньшая доля женщин среди держателей квалификационного аттестата аудитора по аудиту страховщиков, банковскому аудиту и аудиту бирж (по 66,7 %).

Среди держателей квалификационных аттестатов аудитора 32 % - лица в возрасте от 25 до 35 лет, 32 % - от 35 до 45 лет, 25 % - от 45 до 55 лет, 10 % -старше 55 лет, 1 % - до 25 лет. Указанная пропорция с небольшими вариациями имеет место в отношении всех видов аудита и сохраняется на протяжении ряда лет.

В целом по России аудиторы составляют почти половину всех сотрудников аудиторских организаций. Несколько ниже этот показатель в Москве (40 %) и выше в других регионах (56,9 %). Большинство аудиторов (92 %) работает в аудиторских организациях по трудовым договорам, 8 % - по гражданско-правовым договорам.

Данные о количестве выданных квалификационных аттестатов аудитора показывают количество аудиторов, имеющих право заниматься аудиторской деятельностью. Количество аудиторов, фактически ведущих данную профессиональную деятельность, отличается от имеющих право заниматься ею. Экспертная оценка показывает, что на протяжении последних лет фактически заняты аудиторской деятельностью порядка 25-28 тыс. аудиторов (включая индивидуальных аудиторов).

Состояние рынка аудиторских услуг

Объем оказанных аудиторских услуг

На протяжении последних лет аудиторский сектор динамично развивается:

Таблица 6

 

За 2005 г.

За 2006 г.

За 2007 г.

За 2008 г.

Объем оказанных аудиторских услуг - всего, млрд. руб.

28,9

34,4

41,7

50,1

Прирост по сравнению с прошлым годом, %

х

19,2

21,3

20,1

В 2008 г. объем оказанных аудиторских услуг увеличился по сравнению с 2007 г. на 20,1 % и составил 50,1 млрд.руб. Как и в предыдущие годы, среди важнейших факторов роста данного показателя - рост цен на аудиторские услуги и расширение клиентской базы.

На объеме оказанных в 2008 г. аудиторских услуг практически не сказалась экономическая ситуация второй половины 2008 г. и начала 2009 г., поскольку, как правило, основной объем этих услуг (в частности, обязательный аудит) аудиторские организации оказывают в первой половине года. По мнению экспертов, последствия сложной экономической ситуации окажут влияние на показатели рынка аудиторских услуг за 2009 г. Среди негативных факторов называют: сокращение притока новых клиентов; сокращение бюджетов на привлечение аудиторов и консультантов у имеющихся клиентов; снижение или, как минимум, фиксация на неизменном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги; платежеспособность клиентов. Вместе с тем в настоящее время основания для вывода о существенном сокращении объема рынка аудиторских услуг в 2009 г. отсутствуют.

В 2008 г. высокая динамика роста объема оказанных аудиторских услуг наблюдалась в Москве (21,8 %). В Санкт-Петербурге (11,5 %) и других регионах рост объема услуг составил соответственно 9,0 % и 16,6 %.

В целом по стране на долю услуг по проведению аудита приходится более 48 % всего объема оказанных аудиторских услуг. Однако структура аудиторских услуг в центре и регионах неодинакова. В Москве и Санкт-Петербурге преобладающими являются прочие услуги (соответственно 54,5 % и 53,0 %). В других регионах основным видом услуг является проведение аудита (60,1 %). Такая же неравномерность имеет место в отношении федеральных округов. В Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах доля услуг по проведению аудита превышает 60 %. В Южном федеральном округе она составляет около 60 %, в Центральном (без Москвы) и Уральском - порядка 57 %, в Северо-Западном - 49 %.

В услугах по проведению аудита услуги по общему аудиту составили 92,2 %, банковскому аудиту - 5,6 %, аудиту бирж - 1,2 %, аудиту страховщиков - 1,0 %. Во всех федеральных округах, в том числе Центральном (без Москвы), доля услуг по общему аудиту колеблется между 95 и 98 %. Данная структура услуг по проведению аудита наблюдается на протяжении нескольких последних лет.

Порядка 16 % объема прочих услуг составляют услуги, оказанные клиентам, в отношении бухгалтерской отчетности которых та же аудиторская организация проводила аудит. При этом доля таких услуг в крупных аудиторских организациях более чем в два раза превышает аналогичный показатель малых и средних аудиторских организаций.

В следующей таблице приведены данные о распределении аудиторских организаций, фактически оказывающих аудиторские услуги, по объему таких услуг:

Таблица 7

Объем аудиторских услуг,
оказанных аудиторской организацией,
млн руб

Удельный вес в общем количестве аудиторских организаций,
%

Удельный вес в общем количестве выданных аудиторских заключений,
%

Менее 1,5

37,9

13,0

1,5 - 3,0

21,1

16,3

3,0 - 9,0

26,9

32,6

9,0 - 70,0

13,0

27,8

70,0 - 1500

1,0

8,4

Более 1500

0,1

1,9

В 2008 г. количество аудиторских организаций, которые оказали услуги в объеме более 1500 млн руб., увеличилось на 25 % по сравнению с 2007 г., в объеме 9-70 млн руб. - на 21 %, в объеме 3-9 млн руб. - на 18 %. Вместе с тем количество аудиторских организаций, которые оказали услуг в объеме менее 1,5 млн руб., сократилось на 13 % по сравнению с 2007 г.

Концентрация аудиторской деятельности

По-прежнему, российский рынок аудиторских услуг характеризуется высокой концентрацией.

Из общего количества аудиторских организаций, фактически ведущих деятельность, 35,9 % расположены в Москве, 8,5 % - в Санкт-Петербурге и 55,6 % - в других регионах страны. Если рассматривать долю аудиторских организаций, расположенных в Москве, с учетом вхождения отдельных региональных аудиторских организаций в группы (сети), то указанный показатель окажется более высоким. Так, расчет доли аудиторских организаций, расположенных в Москве, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА» ( http://www.raexpert.ru ), ориентирующегося при исследовании рынка аудиторских услуг на показатели аудиторско-консалтинговых групп, дает показатель порядка 60 %.

В 2008 г. на долю аудиторских организаций, расположенных в Москве, пришлось 75 % объема оказанных аудиторских услуг. Этот показатель более чем в 13 раз превышает аналогичный показатель по Санкт-Петербургу и почти в 4 раза - по другим регионам вместе взятым. При этом такая же картина наблюдалась как в отношении услуг по проведению аудита, так и в отношении прочих услуг. Данное соотношение сохраняется на протяжении последних лет.

В 2008 г. доля 50 крупнейших по величине доходов аудиторских организаций (более 70 млн.руб.) в совокупном объеме оказанных аудиторских услуг составила 58,9 % ( 2007 г. - 57,3 %). На долю этих организаций пришлось более половины объема услуг по проведению аудита. Вместе с тем клиентами этих аудиторских организаций были лишь 10,0 % общего количества клиентов, отчетность которых проаудирована ( 2007 г. - 10,1 %). В этих аудиторских организациях заняты только 7,8 % аудиторов ( 2007 г. - 7,4 %). Место на рынке указанных организаций характеризуется следующими данными:

Таблица 8

 

4 аудиторские организации с наибольшим доходом

Остальные 46 аудиторских организаций

Доля в объеме оказанных аудиторских услуг, %

33,7

25,2

Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита, %

31,2

22,1

Доля в общем количестве аудиторов, работающих в аудиторских организациях, %

1,5

6,3

Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована, %

1,1

8,9

В указанной группе крупнейших аудиторских организаций выделяются 4 организации, доходы каждой из которых в 2008 г. превысили 3,5 млрд.руб. Эти аудиторские организации входят в состав международных сетей « Deloitte », « Ernst & Young », « KPMG », « PricewaterhouseCoopers ». Аудиторская организация, ближайшая к ним в рассматриваемой группе, оказала в 2008 г. меньше аудиторских услуг более чем в 2 раза:


Рисунок 1

Величина
дохода
(млн. руб.)
 
Аудиторские организации



Клиенты аудиторских организаций

В 2008 г. аудиторские организации провели обязательный и инициативный аудит бухгалтерской отчетности 93027 клиентов. Количество таких клиентов в 2008 г. возросло по сравнению с 2007 г. на 8156 или на 9,6 %.

Среди клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована, 26 % - клиенты с выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг менее 20 млн.руб., 47 % - с выручкой от 20 до 200 млн.руб., 23 % - с выручкой от 200 млн. до 2 млрд.руб., 4 % - с выручкой более 2 млрд. руб. Наибольшее число клиентов занято в оптовой и розничной торговле (30 %), обрабатывающем производстве и строительстве (по 12 %), транспорте и сельском хозяйстве (по 4 %).

На Москву приходится 36 % клиентов, на Санкт-Петербург - почти 9 % и на другие регионы - 55 %:

Таблица 9

 

Москва

Санкт-Петербург

Другие регионы

Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована, %

36,2

8,6

55,2

Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита, %

70,5

5,6

23,9

Доля в общем количестве аудиторских организаций, %

36,0

8,5

55,5

Доля в общем количестве аудиторов, работающих в аудиторских организациях, %

40,2

8,8

51,0

Подавляющее большинство клиентов обратилось в 2008 г. в аудиторские организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. В

соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводился в:

  • открытых акционерных обществах;
  • кредитных организациях, бюро кредитных историй;
  • страховых организациях, обществах взаимного страхования;
  • товарных и фондовых биржах, инвестиционных фондах;
  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях, объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) которых за один год превышает 50 млн руб. или сумма активов баланса которых превышает на конец отчетного года 20 млн руб. (если иные минимальные значения не установлены законом субъекта Российской Федерации для муниципальных унитарных предприятий);
  • других организациях, финансовые показатели деятельности которых превышают минимальные значения, указанные в предыдущем пункте;
  • случаях, предусмотренных федеральными законами (государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц, др.):

Таблица 10

Основание проведения обязательного аудита

Удельный вес в общем количестве проведенных обязательных аудитов, %

Обязательный аудит - всего

100

в том числе:

 

открытые акционерные общества

21,3

кредитные организации

1,7

страховые организации и общества взаимного страхования

0,8

биржи и инвестиционные фонды

1,6

унитарные предприятия

6,4

организации, финансовые показатели которых выше минимальных значений

55,3

другие случаи, предусмотренные законами

12,9

Среди выданных в 2008 г. аудиторских заключений существенную долю занимают заключения с выражением безоговорочно-положительного мнения (54,9 % общего количества выданных заключений). На втором месте -заключения с выражением мнения с оговоркой (43,6 %). Меньше всего выдано аудиторских заключений с выражением отрицательного мнения (0,9 %) и аудиторских заключений с отказом от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности (0,6 %). Доля аудиторских заключений с выражением сомнения в возможности клиента продолжать деятельность и с указанием на значительную неопределенность в деятельности клиента составила 1,6 %.

Малые, средние и крупные аудиторские организации

Из общего количества аудиторских организаций, которые в 2008 г. фактически вели аудиторскую деятельность, 83 % относятся к малым (с численностью работающих не более 15 человек), более 15 % - к средним (с численностью работающих от 16 до 50 человек) и около 2 % - к крупным (с численностью работающих более 50 человек). При этом среди крупных аудиторских организаций выделяются 4 организации, численность работающих в которых превышает 1200 человек.

В следующей таблице сравниваются некоторые показатели деятельности малых, средних и крупных организаций:

Таблица 11

 

Малые

Средние

Крупные

Доля в общем количестве аудиторских организаций, %

83,0

15,4

1,6

Доля в общем объеме оказанных аудиторских услуг, %

21,4

19,6

58,9

Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита, %

25,1

21,6

53,7

Удельный вес услуг по проведению аудита в общем объеме оказанных аудиторских услуг, %

56,5

52,4

44,1

Доля в общем количестве клиентов, отчетность которых проаудирована, %

58,3

30,0

11,7

В 2008 г. подавляющее количество аудиторских заключений выдано малыми аудиторскими организациями - 58,6 % от общего количества выданных заключений. Средние аудиторские организации выдали 29,6 % аудиторских заключений, крупные - 11,8 %.

Типичные аудиторские организации

Показатели типичных аудиторских организаций2 дают общее представление о масштабах, результатах и эффективности деятельности аудиторских организаций в различных регионах страны:


Как видно из таблицы 12, объем аудиторских услуг, оказанных типичной аудиторской организацией из числа 4 крупнейших по величине доходов, превышает данный показатель типичной аудиторской организации в Москве (без 4 крупнейших организаций) более чем в 300 раз (4206 против 12,6 млн руб.). Разрыв между объемами аудиторских услуг, оказанными типичными аудиторскими организациями в Москве (без 4 крупнейших организаций) и других регионах (включая Санкт-Петербург), составляет почти 3 раза (12,6 против 4,3 млн руб.). В 2008 г. этот разрыв в первом случае увеличился по сравнению с 2007 г., а во втором случае - несколько сократился.

Профессиональная аттестация аудиторов

Система профессиональной аттестации аудиторов

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», действовавшим в 2008 г., проверка квалификации лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, осуществляется в форме квалификационного экзамена. После сдачи квалификационного экзамена и получения квалификационного аттестата аудитора каждый аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым Минфином России.

Обучение и повышение квалификации аудиторов проводятся в УМЦ, включенных в соответствующий государственный реестр. По состоянию на 1 января 2008 г. в государственный реестр учебно-методических центров были включены 53 УМЦ. Они расположены во всех федеральных округах: в Центральном - 23 УМЦ, Северо-Западном - 4, Уральском - 3, Южном - 5, Приволжском - 8, Сибирском - 7, Дальневосточном 3.

В 2008 г. обучение и повышение квалификации аудиторов имели право проводить 49 УМЦ, с которыми Минфин России заключил соответствующие договоры. Фактически вели обучение претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора 42 УМЦ ( 2007 г. - 41), а проводили курсы повышения квалификации аудиторов 49 УМЦ ( 2007 г. - 45).

В следующей таблице приведены некоторые показатели деятельности УМЦ:

Таблица 13

 

2007 г .

2008 г .

Количество претендентов, прошедших обучение, в расчете на один УМЦ, человек

94

107

Количество курсов повышения квалификации аудиторов в расчете на один УМЦ, единиц

37

26

Количество аудиторов, прошедших повышение квалификации, в расчете на один УМЦ, человек

697

635

Минфин России осуществляет контроль работы УМЦ. В 2008 г. проводились проверки соблюдения порядка проведения квалификационных экзаменов и курсов повышения квалификации аудиторов, а также целевого использования УМЦ средств, выделенных им на указанные мероприятия.

Обучение аудиторов

В 2008 г. прошли обучение 4487 претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора. Из общего количества претендентов 94 %

обучались общему аудиту, и только 6 % - трем остальным видам аудита: 3 % -банковскому аудиту, 2 % - аудиту бирж, 1 % - аудиту страховщиков. Соотношение количества аттестованных (сдавших квалификационный экзамен) и обучавшихся характеризуется следующими данными:

Таблица 14

 

Обучалось

Аттестовано

Отношение аттестованных к обучавшимся, %

Всего

4487

1333

30

в том числе:

     

общий аудит

4198

1165

28

банковский аудит

157

68

43

аудит бирж

93

65

70

аудит

страховщиков

39

35

90

По сравнению с 2007 г. количество обучавшихся в 2008 г. увеличилась почти на 15 % с 3914 до 4487 человек. Количество аттестованных за год увеличилось на 16 % с 1148 до 1333 человек.

В 2008 г. наибольшее количество претендентов обучалось в следующих УМЦ: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (342 претендента), Центр профессиональной подготовки «СТЕК» (324), Уральский государственный экономический университет (265), Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (234), Казанский государственный финансово-экономический институт (217), Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (209).

По банковскому аудиту, аудиту страховщиков и аудиту бирж обучение проводилось только в трех УМЦ, расположенных в Москве.

В 2008 г. процент успешной сдачи квалификационных экзаменов по всем видам аудита практически не изменился по сравнению с 2006 г. (30 % в 2008 и 2007 гг., 28 % в 2006 г.). При этом данный показатель по общему аудиту составил только 28 %, в то время как процент по остальным видам аудита сохраняется достаточно высоким: от 43 % до 90 %.

Отношение количества аттестованных к количеству обучавшихся по общему аудиту по федеральным округам колеблется от 20 % до 45 %. В Уральском, Центральном, Северо-Западном и Сибирском федеральных округах этот показатель составил от 20 до 30 %, в Приволжском, Южном и Дальневосточном - от 30 до 45 %. Основными причинами разницы более чем в 2 раза в различных федеральных округах в соотношении количества аттестованных к количеству обучавшихся являются уровень подготовки претендентов и имеющие по-прежнему место неодинаковые подходы к оценке экзаменационных работ.

По результатам квалификационных экзаменов, проведенных в 2008 г., в Апелляционную комиссию Совета по аудиторской деятельности было подано 463 апелляции, в том числе по результатам тестирования - 66 апелляций, по результатам письменных работ - 397 апелляций. Были удовлетворены 62 апелляции. По сравнению с 2007 г. количество поданных апелляций увеличилось на 72 %, а количество удовлетворенных апелляций сократилось на 7 %. Опыт рассмотрения апелляций показывает, что большинство апелляций было подано необоснованно.

Повышение квалификации аудиторов

Общее количество прошедших повышение квалификации аудиторов в 2008 г. составило 31116 человек, в том числе: в области общего аудита - 29320 (94,2 %), в области банковского аудита - 797 (2,6 %), в области аудита бирж - 599 (1,9 %), в области аудита страховщиков - 400 (1,3 %).

В среднем по стране на один УМЦ приходилось 765 аудиторов. В 12 УМЦ прошли повышение квалификации более 1000 аудиторов. Среди них - Центр профессиональной подготовки «СТЕК» (3633 аудиторов), Государственный университет - Высшая школа экономики (2913), Московская финансово-промышленная академия (1692), Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова (1542), Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов (1322), Всероссийский заочный финансово-экономический институт (1273), УМЦ РКА (1267), Институт компьютерных технологий (1180), Санкт-Петербургский государственный университет (1152), Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации (1041), Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (1038) и Институт переподготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов (1019).


Обеспеченность федеральных округов условиями для повышения квалификации аудиторов характеризовалось следующими данными:

В целом федеральные округа равномерно обеспечены условиями для повышения квалификации аудиторов. Несколько лучшие возможности в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Относительно менее обеспеченными условиями для повышения квалификации аудиторов являются Северо-Западный, Южный и Уральский федеральные округа. При этом около 41 % общего количества УМЦ располагаются в Москве.

Повышение квалификации аудиторов по банковскому аудиту, аудиту страховщиков и аудиту бирж проводилось в 18 УМЦ, что составляет треть от включенных в государственный реестр. УМЦ Уральского и Дальневосточного федеральных округов вообще не проводили повышение квалификации аудиторов по данным видам аудита. Повышение квалификации аудиторов по указанным видам аудита в этих федеральных округах проводилось только на выездных курсах, организованных УМЦ из других федеральных округов.

В 2008 г. курсы повышения квалификации аудиторов проводились начиная с февраля. Около 80 % аудиторов повышали квалификацию во 2 и 4 кварталах (соответственно 33,3 % и 44,2 %). Об этом же свидетельствует распределение курсов повышения квалификации аудиторов по кварталам:

Таблица 16

Удельный вес курсов повышения квалификации, проведенных в квартале, в общем количестве проведенных курсов, %

Проведено курсов повышения квалификации -всего

100

в том числе:

 

1 квартал

6

2 квартал

36

3 квартал

14

4 квартал

44

Иными словами, в прохождении повышения квалификации аудиторов стабильно наблюдается сезонность. Как правило, уровень загруженности аудиторов в феврале-апреле не позволяет им проходить повышение квалификации с отрывом от производства.

Программы повышения квалификации аудиторов

По состоянию на 1 января 2008 г. действовали 29 программ повышения квалификации аудиторов. В 2008 г. были утверждены и начали действовать еще 4 программы, отменены 4 программы.

Наиболее востребованными были следующие программы: «Новое в нормативно-правовом регулировании налогообложения юридических и физических лиц», «Новое в нормативно-правовом регулировании бухгалтерского учета», «Новое в нормативно-правовом регулировании имущественных отношений», «Международные стандарты финансовой отчетности», «Новое в нормативно-правовом регулировании имущественных отношений», «Бухгалтерская (финансовая) отчетность». Популярностью также пользовались программы «Новое в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности» и «Новые федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности». Курсы по названным программам прослушали около 70 % аудиторов, прошедших в 2008 г. повышение квалификации.

Наименее востребованными были программы: «Внутренний аудит», «Компьютерный аудит», «Оценка и анализ рисков при аудите», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит профессиональных участников рынка ценных бумаг и операций с ценными бумагами». Повышение квалификации по данным программам прошли менее 1 % аудиторов.

Такое положение с использованием программ повышения квалификации аудиторов объясняется, как минимум, двумя причинами. Во-первых, нешироким набором программ, предлагаемых УМЦ, в связи с ограниченностью преподавательского состава. Во-вторых, отсутствием достаточного интереса со стороны аудиторов к ряду программ.

Распределение курсов повышения квалификации по продолжительности обучения в 2008 г. характеризовалось следующими данными:

Таблица 17

 

Удельный вес курсов повышения квалификации определенной продолжительности в общем количестве проведенных курсов, %

Проведено курсов повышения квалификации - всего

100

в том числе:

 

продолжительность 40 часов

52

продолжительность 20 часов

3

продолжительность 16 часов

1

продолжительность 10 часов

1

продолжительность 8 часов

43

Как видно, наибольшей популярностью продолжают пользоваться 40-часовые курсы повышения квалификации. Вместе с тем в 2008 г. наблюдался значительно больший интерес аудиторов к 8-часовым курсам; удельный вес их в общем количестве проведенных курсов повышения квалификации возрос с 12 % в 2007 г . до 43 % в 2008 г.

Контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов

Система контроля качества работы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», действовавшем в 2008 г., аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита.

Система внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (проверки качества работы внешними проверяющими) устанавливается Минфином России. Внешние проверки могут проводиться Минфином России, либо Министерство может делегировать право проведения их аудиторским объединениям (в отношении участников этих объединений). Организация системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в 2008 г. была установлена Временными методическими рекомендациями и программой проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверки качества аудиторских услуг, одобренными Советом по аудиторской деятельности. Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований: Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и иных законодательных актов по вопросам аудиторской деятельности, ФПСАД, других нормативных правовых актов по вопросам аудиторской деятельности, Кодекса этики аудиторов России.

Внутренний контроль качества

В 2008 г. уделялось особое внимание организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами внутреннего контроля качества работы. Так, наличие и соблюдение правил такого контроля было включено в перечень лицензионных требований и условий.

С целью совершенствования указанных правил были пересмотрены соответствующие ФПСАД, в частности правило (стандарт) № 7 «Внутренний контроль качества аудита». Советом по аудиторской деятельности одобрены Методические рекомендации по внутреннему контролю качества аудита.

Показатели контрольной деятельности

В 2008 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проведено 667 проверок. По экспертной оценке данными проверками были охвачены порядка 14 % всех аудиторских организаций, которые фактически вели аудиторскую деятельность, или 20 % аудиторских организаций, являющихся членами аудиторских объединений. В 2008 г. проведено 6 внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов.

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных в 2008 г. аудиторскими объединениями, приведено в следующей таблице:

Таблица 18

Аудиторское объединение

Количество проведенных проверок

Доля ауд. орг.-членов объединения, в которых проведены проверки, %

ИПБР

141

16

АПР

224

16

МоАП

141

21

РКА

113

37

ИПАР

42

29

По сравнению с 2007 г. количество проведенных в 2008 г. внешних проверок качества работы аудиторских организаций увеличилось на 15 %. Рост количества проведенных проверок имел место во всех аудиторских объединениях.

Как и ранее, абсолютное большинство внешних проверок качества в 2008 г. проведено в малых аудиторских организациях. При этом 9 % проверенных аудиторских организаций проводили аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций (кредитных и страховых организаций, организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованном финансовом рынке, др.). Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.

Из общего количества внешних проверок качества работы 98 % являлись плановыми, 2 % - проведены по поручениям Минфина России и на основании поступивших в аудиторские объединения жалоб. В ходе контроля качества работы аудиторских организаций аудиторскими объединениями (за исключением ИПБР) проведены 380 проверок исполнения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Расходы аудиторских объединений на внешний контроль качества за 2008 г. составили 4,5 млн.руб. или 2,3 % общих расходов этих объединений. По сравнению с 2007 г. расходы на внешний контроль качества сократились на 21 %, а их доля в общих расходах аудиторских объединений - на один процентный пункт. Указанное изменение совокупных расходов обусловлено сокращением расходов на внешний контроль качества на 65 % в АПР, в то время как в других аудиторских объединениях такие расходы в совокупности возросли на 34 %.

В проведении внешних проверок качества работы участвовали 745 контролеров качества аудиторских объединений, в том числе 5 штатных контролеров. В 2008 г. штатные контролеры качества работали в АПР и МоАП. В 2007 г. 273 аудитора прошли обучение по программе повышения квалификации «Обучение контролеров качества аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональных аудиторских объединений».

Отдельные показатели деятельности контролеров качества аудиторских объединений приведены в следующей таблице:

Таблица 19

Аудиторское объединение

Количество штатных и внештатных контролеров качества

Количество всех проверок в расчете на одного контролера качества

Количество ауд.орг. и инд.ауд. в расчете на одного контролера качества

ИПБР

149

0,95

6,1

АПР

397

0,6

3,6

МоАП

106

3,2

6,5

РКА

72

5,3

4,2

ИПАР

21

5,8

7,1

По результатам проведенных в 2006-2008 гг. внешних проверок качества работы аудиторских организаций аудиторскими объединениями выданы 1872 сертификата качества. Иными словами, аудиторскими объединениями подтверждено качество работы 54 % аудиторских организаций, являющихся членами этих объединений. В 2008 г., как и в предыдущие годы, по результатам внешнего контроля качества работы, аудиторскими объединениями не принимались меры дисциплинарного воздействия.

В 2008 г. в Минфин России поступило 46 жалоб на работу аудиторских организаций и аудиторов. Около 40 % из них - жалобы на нарушение ФПСАД, около 20 % - на нарушение лицензионных требований и условий, 17 % - на качество сопутствующих аудиту услуг.

Контроль качества работы аудиторов

В 2008 г. Советом по аудиторской деятельности одобрено Временное положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики. Предметом такого контроля является соблюдение аудиторами требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и иных законодательных актов по вопросам аудиторской деятельности, ФПСАД, других нормативных правовых актов по вопросам аудиторской деятельности, Кодекса этики аудиторов России.

Аудиторскими объединениями, за исключением ИПБР, развернута деятельность по контролю качества работы аудиторов. В 2008 г. ими проведена 551 проверка качества работы аудиторов. Меры дисциплинарного воздействия по результатам проведенных проверок не применялись.

Недостатки, выявленные системой контроля качества работы

Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций и аудиторов выявлены проверками, а также экспертами в проведении аудита бухгалтерской отчетности и соблюдении независимости и профессиональной этики. Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов.

С точки зрения соблюдения требований ФПСАД в части проведения аудита бухгалтерской отчетности, отмечаются следующие наиболее существенные недостатки:

1) низкий уровень планирования аудита, в том числе отсутствие пересмотра
общего плана аудита и программы аудита в ходе аудита с учетом общих
экономических факторов и условий отрасли, влияющих на деятельность
аудируемого лица (ФПСАД № 3);

2) недостаточный учет при проведении аудита факторов, которые
предопределяют риск искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности
аудируемого лица в силу недобросовестных действий руководства этого лица

(ФПСАД № 13);

  • отсутствие или недостаточное внимание к функционированию системы внутреннего контроля аудируемого лица;
  • неадекватность осуществляемых аудиторских процедур по существу;
  • недостаточность аудиторских процедур в отношении полноты и качества раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица (ФПСАД №№ 1, 3, 5);
  • отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (ФПСАД № 11);
  • отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении соблюдения аудируемым лицом требования осмотрительности при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ФПСАД № 14);

9) отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в целях выявления случаев коррупции (ФПСАД № 14).

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», ФПСАД и Кодекса этики аудиторов России в части независимости аудиторских организаций и аудиторов, а также соблюдения норм профессиональной этики выявлены те же наиболее существенные недостатки, что и в предыдущие годы. Среди них:

1) отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз в результате оказания прочих услуг аудируемому лицу;

2) оказание помощи аудируемому лицу в составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе предоставление текста пояснений для
включения в отчетность, а также определение значений числовых показателей (на основе учетных данных, предоставленных аудируемым лицом);

3) переход аудитора на постоянную работу в качестве должностного лица аудируемого лица, в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности которого
данный аудитор проводил аудит;

4) отсутствие факта или недостаточность свидетельств принятых мер предотвращения угрозы вовлеченности персонала в аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности одного и того же аудируемого лица на протяжении длительного времени;

5) несоблюдение требования периодической смены лица, ответственного за проведение аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Развитие саморегулирования

Аудиторские объединения

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторское объединение - это объединение аудиторов и аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующее на некоммерческой основе, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе. Главными целями создания аудиторских объединений являются обеспечение условий аудиторской деятельности своих членов и защита их интересов. Аудиторские объединения устанавливают обязательные для своих членов правила (стандарты) профессиональной деятельности и профессиональной этики, а также осуществляют систематический контроль за их соблюдением.

Аккредитацию аудиторских объединений (официальное признание и регистрацию) проводит Минфин России. По состоянию на 1 января 2008 г. при Минфине России были аккредитованы следующие аудиторские объединения: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР), Аудиторская палата России (АПР), Московская аудиторская палата (МоАП), Российская коллегия аудиторов (РКА), Институт профессиональных аудиторов (ИПАР). В 2008 г. никакие новые аудиторские объединения не аккредитовывались.


По данным названных объединений, по состоянию на 31 декабря 2008 г. членами их являлись 3370 аудиторских организаций и 8356 аудитора (включая индивидуальных аудиторов):

По экспертной оценке в настоящее время членами аудиторских объединений являются более 70 % аудиторских организаций, фактически ведущих аудиторскую деятельность, и порядка трети аудиторов, фактически занятых в аудиторской деятельности.

За последние годы наблюдалось определенное укрепление финансовой базы аудиторских объединений, что является необходимым условием исполнения ими своих функций. За 2005-2008 гг. совокупные доходы аудиторских объединений возросли на 21,5 % и составили 250 млн.рублей:

Таблица 21

 

ИПБР

АПР

МоАП

РКА

ИПАР

ВСЕГО

2005

182,6

7,8

8,4

0,8

6,1

205,7

2006

174,4

11,7

11,1

2,5

6,9

206,6

2007

183,3

17,8

13,5

8,4

8,0

231,0

2008

198,3

23,9

11,3

8,7

7,8

250,0

Как и в ранее, в 2008 г. основным источником формирования доходной базы аудиторских объединений (за исключением ИПБР) оставались членские взносы. Их доля в доходах объединений составила: АПР - 94 %, МоАП - 83 %, РКА - 63 %, ИПАР - 81 %.

Совокупные расходы аудиторских объединений в 2008 г. превысили 192 млн. рублей. Основная часть этих расходов во всех объединениях, за исключением ИПБР, приходилась на содержание аппарата. Объем расходов аудиторских объединений в 2005-2008 гг. характеризуется следующими данными:

Таблица 22

 

ИПБР

АПР

МоАП

РКА

ИПАР

ВСЕГО

2005

131,5

7,5

6,8

0,6

6,6

153,0

2006

134,3

13,7

9,5

2,3

6,7

166,5

2007

129,6

16,1

12,4

7,9

7,9

173,9

2008

147,1

19,1

9,9

8,7

7,6

192,4

Штаб-квартиры всех аудиторских объединений расположены в Москве. Однако у большинства аудиторских объединений имеются региональные подразделения, расположенные по всей территории Российской Федерации. В 2008 г. ИПБР имело подразделения в 78 регионах Российской Федерации, АПР - в 56 ( 2007 г. - 9), РКА - в 52, ИПАР - в 10. МоАП не имело региональных подразделений.

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» основными видами деятельности аудиторских объединений являются:

1) разработка правил (стандартов) профессиональной деятельности и соответствующего методического обеспечения ее;

  • внешний контроль качества работы членов;
  • повышение профессионального мастерства членов;

4) контроль соблюдения аудиторами требований, установленных
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Отдельные количественные показатели, характеризующие эту деятельность в 2007 г., приведены в следующей таблице:

Таблица 23

 

ИПБР

АПР

МоАП

РКА

ИПАР

Количество принятых стандартов и методических материалов

2

6

16

4

41

Количество проведенных методических (в том числе обучающих) мероприятий

*

35

26

14

43

Количество проведенных проверок (внешний контроль качества)

142

251

340

381

122

Количество аудиторов, которым подтверждено повышение квалификации

3021

2445

1500

1360

781

* Данные отсутствуют.

Контроль соблюдения аудиторами требований, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», включает проверку соблюдения аудиторами ФПСАД, а также требований в отношении обязательного ежегодного повышения квалификации, систематического участия в аудиторской деятельности, независимости. По результатам такого контроля в 2008 г. Минфином России были аннулированы 83 квалификационных аттестата аудитора.

Минфин России как орган, осуществляющий аккредитацию аудиторских объединений, осуществляет систематический мониторинг и контроль их деятельности. Так, в 2008 г. проведены проверки соблюдения МоАП требований и условий аккредитации, соблюдения АПР и МоАП порядка работы с документами, представляемыми аудиторами для подтверждения прохождения повышения квалификации.

Совет по аудиторской деятельности

В целях развития и укрепления саморегулирования в сфере аудиторской деятельности продолжал работу Совет по аудиторской деятельности. Этот орган образован при Минфине России в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности». Он обеспечивает учет мнения профессионального сообщества и потребителей аудиторских услуг при принятии государственных решений в данной сфере. Более половины членов Совета представляют профессиональное сообщество.

Совет в предварительном порядке рассматривает все важнейшие вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности и проекты нормативных правовых актов. Советом уделяется большое внимание вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. В 2008 г. им рассматривались результаты и перспективы рынка аудиторских услуг и деятельности аудиторских объединений.

В 2008 г. Совет рассмотрел и вынес на общественное обсуждение проект правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Деятельность Совета является открытой. Информация о его заседаниях и принятые им решения публикуются на официальном Интернет-сайте Минфина России. Там же публикуются одобренные Советом документы.

Взаимодействие Минфина России с аудиторским сообществом

Минфин России уполномочен Правительством Российской Федерации осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности. В этом качестве Министерство продолжало активно взаимодействовать с российским аудиторским сообществом. Важнейшей формой взаимодействия являлось участие аудиторских объединений в обсуждении государственной политики в сфере аудиторской деятельности, постановка вопросов совершенствования правовой базы регулирования ее, участие в подготовке и обсуждении проектов нормативных правовых актов.

По запросам аудиторских объединений, отдельных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Минфином России давались разъяснения о применении нормативных правовых актов в сфере аудиторской деятельности. С целью систематизации таких разъяснений, обобщения практики применения законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете, а также оказания методической помощи аудиторам и аудиторским организациям Минфин России опубликовал Рекомендации по проведению аудита бухгалтерской отчетности за 2008 год. В них обобщены подходы к разрешению наиболее типичных вопросов, возникающих при проведении аудита бухгалтерской отчетности организаций.

В 2008 г. представители Минфина России приняли участие в семинарах, конференциях, «круглых столах», рабочих встречах и т.п. мероприятиях, организованных аудиторскими объединениями, в том числе их региональными подразделениями.

Активно продолжал работать в 2008 г. раздел «Аудиторская деятельность» официального Интернет-сайта Минфина России. В нем публиковались для широкого общественного обсуждения все проекты нормативных правовых актов, оперативно размещалась информация о принятых Минфином России решениях о предоставлении или отказе в предоставлении лицензий на осуществление аудиторской деятельности, продлении срока действия лицензий, результатах квалификационных экзаменов аудиторов, аннулированных квалификационных аттестатах аудитора, информация о заседаниях Совета по аудиторской деятельности. На Интернет-сайте Минфина России размещены многочисленные нормативные, методические, информационные и аналитические материалы по вопросам аудита.

Международное сотрудничество

В 2008 г. продолжалось международное сотрудничество в сфере аудиторской деятельности. Минфин России осуществляет такое сотрудничество с регулирующими и надзорными органами в области аудиторской деятельности из других стран. Взаимодействие организовано как в рамках ряда международных форумов, так и на двусторонней основе.

В 2008 г. продолжала работу двусторонняя рабочая группа Россия-ЕС по вопросам бухгалтерского учета и аудита. Одним из основных вопросов, обсуждавшихся на заседаниях этой Рабочей группы, стали вопросы эквивалентности систем регулирования аудиторской деятельности в России и ЕС, организации общественного надзора за аудиторской профессией. Представители Минфина России участвовали в работе Международного института регуляторов аудиторской профессии (Вашингтон, США). Продолжены переговоры об участии российских представителей в Форуме независимых регуляторов аудиторской профессии.

Осуществлялись контакты с Международной федерацией бухгалтеров (МФБ), которая издает получившие поддержку и признание во всем мире международные стандарты аудита и кодекс профессиональной этики профессиональных бухгалтеров. В частности, в мае 2008 г. в Нью-Йорке прошли переговоры между представителями Минфина России и руководством МФБ, на которых обсуждались вопросы развития аудиторской профессии. Тогда же представители Минфина России и ИПБР участвовали в организованном МФБ круглом столе стран БРИК, посвященном в том числе аудиторской профессии. ИПБР и РКА продолжили участие в МФБ, причем РКА в 2008 г. получило статус члена федерации.

В декабре 2008 г. в Москве прошло заседание Координационного совета по бухгалтерскому учету СНГ, в ходе которого обсуждались представляющие взаимный интерес вопросы регулирования аудиторской деятельности в странах-членах СНГ.

По запросам национальных регулирующих и надзорных органов Минфином России предоставлялась информация о российских аудиторских организациях.

Заключение

В 2008 г. продолжилась реализация комплекса мер по дальнейшему развитию аудиторской деятельности и аудиторской профессии в Российской Федерации. Цель осуществляемых мер - повышение достоверности и надежности финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Основные направления данной работы определены Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р. Согласно Программе в сфере аудиторской деятельности работа была сосредоточена на усилении внешнего контроля за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов, развитии саморегулирования в этой сфере, изменении системы аттестации аудиторов, а также ужесточении требований к независимости аудиторов и строгому следованию ими нормам профессиональной этики.

Анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2008 г. подтвердил, что этот рынок в целом сформировался. Вполне уместна аналогия между рынком аудиторских услуг в Российской Федерации и аналогичными рынками в других странах.

На рынке аудиторских услуг в Российской Федерации наблюдается значительная концентрация аудиторских организаций и обслуживаемых ими клиентов, в частности в Москве. По этим показателям другие регионы характеризуются достаточной однородностью. Малые и средние аудиторские организации играют важную роль на этом рынке. По-прежнему, главная услуга на рынке - аудит бухгалтерской отчетности. Пока отсутствуют какие-либо свидетельства того, что соотношение услуг по проведению аудита и прочих услуг существенно меняется.

Сформирована нормативно-правовая база аудиторской деятельности. Важнейшими задачами развития ее на ближайшую перспективу является принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», поддержание основного комплекта федеральных стандартов аудиторской деятельности в актуальном состоянии, обеспечение соответствия стандартов международным стандартам.

Требует улучшения система внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов. В первую очередь, речь должна идти о повышении эффективности этой системы и обеспечении скоординированности в ее работе. Острыми остаются вопросы финансового обеспечения системы внешнего контроля качества работы и применения мер дисциплинарного воздействия к нарушителям профессиональных стандартов.

Основой для решения многих проблем аудиторской профессии призван стать введенный в действие с 1 января 2009 г. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».



1 С 1 января 2010 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается.

2 Показатели типичной аудиторской организации среди 4 аудиторских организаций с наибольшим доходом представлены медианой, а других типичных аудиторских организаций -средним арифметическим.