Автор: Зюзин Д. И., заместитель директора департамента внутреннего аудита АО Агрохолдинг «СТЕПЬ»

Трейдинг как вид бизнеса характеризуется высокой конкурентной средой в связи с высоким количеством участников на рынке в любом из направлений. Агротрейдинг в данном случае имеет свою рыночную специфику. С развитием рынка в РФ трейдинг высоколиквидной продукцией (биржевыми и высокооборачиваемыми культурами) агросектора становится все менее интересен мелким игрокам при том, что в 00х годах на данным рынке было много спекулянтов, выступающих посредниками между с/х производителями и потребителями (мучные производства), экспортерами. Увеличение доступности информации о конечных покупателях увеличило совокупную эффективность рынка и упростило связь между производителями и конечными покупателями, в связи с чем спекулянты в текущей ситуации потеряли свою ценность, как связующее звено. Начиная с 2014г в связи с ростом курсов валют цены на с/х продукцию увеличились, тем самым сделав с/х бизнес привлекательным для крупного бизнеса и впоследствии было создано большое количество вертикально-интегрированных аграрных холдингов, создающих эффективный рынок в соответствии с лучшими имеющимися бизнес-практиками.

В условиях вертикально-интегрированных холдинговых структур внутренний аудит как одна из линий защиты бизнеса является частью лучших практик корпоративного управления. В связи с этим внутренние аудиторы при проведении проверок агротрейдингового направления бизнеса сталкиваются с внутренними и внешними вызовами.

Внутренние вызовы с одной стороны связаны с недостаточной формализованностью бизнес-операций – отсутствие стратегии, коммерческой политики, недостаточное использование современных информационных систем в агротрейдинговой деятельности, с другой стороны увеличение контрольных процедур в трейдинговой деятельности не должно снижать оперативность принятия решений и возможность совершения сделок ответственными лицами – менеджерами и руководителями направлений, поскольку оперативность в трейдинге является одним из критических факторов успеха.

Внешними вызовами для аудиторов является недостаточная прозрачность рынков нишевых сельхозкультур и продукции садоводства, отсутствие структурированных аналитических материалов, усложненная сравнимость продукции, связанная с нелинейной зависимостью качества и цены продукции.

По степени открытости рынки сельхозкультур можно разделить на биржевые и остальные.

На рынке зерновых и других биржевых сложилась многолетняя практика формирования аналитических материалов, существуют как открытые информационные порталы, так и эксклюзивная аналитика для профессионалов и крупных участников рынка, также рынок зерновых в РФ неразрывно связан с международным рынком, так как РФ занимает 1 место в списке стран-экспортеров пшеницы, что также оказывает влияние на формирование цен внутри страны и помогает определять справедливую цену для всех участников рынка на каждом звене от производителя до потребителя или экспортера. Зерновые и другие биржевые с/х культуры имеют стандартизированные показатели качества. Цены на экспорт такой продукции и на реализацию внутри страны могут быть достоверно определены как в настоящее время, так и в любой момент в прошлом поскольку спрос со стороны потенциальных покупателей не только можно увидеть в реальном времени, но и получить историческую информацию в том числе в зависимости от качества продукции. Экспортные цены на наиболее популярных базисах также доступны как в настоящее время, так и в качестве исторической информации, помогая тем самым определить, какая ситуация на рынке сложилась в необходимую дату.

Остальные сельхоз культуры – нишевые, продукция садоводства и другие имеют ограниченные аналитические материалы, что связано как с недостаточным размером рынка, так и с неэластичным механизмом формирования цены в зависимости от качества продукции, т. е. цена на один и тот же вид продукции может отличаться в разы в зависимости от качества. При этом на некоторые виды продукции можно найти материалы, позволяющие определить справедливый уровень цен, но практика аудиторской деятельности показывает, что зачастую данные аналитические материалы не могут дать информацию о качестве продаваемой продукции или фактическое качество продукции может существенно отличаться от заявленного в аналитических материалах, что может также свидетельствовать о недобросовестных практиках на рынке и попытках манипулирования ценами организациями, издающими такие материалы с расчетом на неопытность участников рынка в интересах отдельных групп спекулянтов или крупных игроков.

Данный факт наилучшим образом характеризует высокую сложность рынка нишевых культур и продукции садоводства. Эксперты рынка, годами осуществляющие деятельность, как правило, глубоко сосредоточены на одной или нескольких культурах, поскольку условия нахождения «в рынке» требуют больших усилий и личных временных затрат. В связи с этим, успешный бизнес на данных рынках, как правило, ведут только те, кто следит за тенденциями и находится в курсе последних событий, влияющих на ценообразование – площадь посевов той или иной культуры, ожидаемая и фактическая урожайность, качество продукции, объемы продукции на хранении, объемы продаж участниками рынка. Каждый из приведенных факторов может в тот или иной момент создать как дефицит, так и профицит на целом рынке или на каком-то из его сегментов, что существенно изменит цены в любую из сторон.

Одним из этапов аудиторской проверки является составление программы аудита. На практике, до начала полевых работ и глубокого погружения в бизнес-процессы организации невозможно заранее полностью спланировать все процедуры, которые необходимо выполнить для достижения целей аудита. С другой стороны, часть гипотез, сформированных до начала «полевых» работ могут оказаться неактуальными или неприменимыми к конкретной организации. Аудиторская служба должна обеспечивать гарантии наиболее эффективного управления ресурсами организации. В данном контексте для самих аудиторов главным ресурсом является время, в связи с чем при получении понимания деятельности аудируемого лица, важным этапом аудиторской проверки является проверка программы аудита с целью актуализации и/или исключения неприменимых или несущественных, ранее запланированных, процедур и внесения соответствующих изменений.

Аудиторские процедуры

Финансовый результат трейдинговой деятельности верхнеуровнево можно охарактеризовать как разницу между стоимостью закупки и сопутствующих расходов (логистика, пошлины, иные затраты) и стоимостью продажи. В связи с этим с точки зрения аудиторских процедур внутреннему аудитору важно обеспечить гарантии акционерам, что продукция приобретается и продается по наилучшей возможной цене с учетом ее качества и сопутствующие расходы также осуществлены максимально выгодно. Внутренний аудит не участвует в операционной деятельности организации, в связи с чем аудиту подвергаются исторические периоды деятельности организации, как правило предшествующий аудиту календарный или сельскохозяйственный период, в связи с чем важным для аудиторов является планирование аудиторских проверок таким образом, чтобы аудиту подвергались наиболее актуальные данные. Наилучшей процедурой для определения справедливости цен реализации и цен закупок в тот или иной момент времени является бенчмаркинг цен, а именно сравнение цен закупок и цен продажи продукции с рыночными ценами. Такая же процедура применима к сопутствующим расходам.

Для определения исторических цен на внутреннем рынке зерновых и других биржевых с/х культур могут быть использованы следующие источники информации:

  • Данные профессиональных аналитических агентств;

  • Информацию из открытых источников специализированных интернет-сайтов;

  • Исторические данные прайс-листов крупных игроков рынка.

Для определения исторических цен зерновых на внешнем рынке, с учетом базисов поставок:

  • Данные международных тендеров (GASC и иные государственные агентства);

  • Информация профессиональных аналитических агентств;

  • Таможенная статистика, с учетом качества продукции;

  • Фьючерсные цены на биржевых торгах.

В случае с нишевыми культурами и продукцией садоводства необходимо всегда проявлять индивидуальный подход. Поскольку качество продукции может оказывать существенное влияние на цены, аудитор должен использовать не только рыночные данные, но и проводить детальное исследование качества продукции для корректного подбора сравнимой информации о ценах продукции. В зависимости от определенного вида продукции наибольшую пользу при проведении проверки стоимости реализации продукции могут представлять данные о тендерах сетевых покупателей, таможенная статистика, прайс листы крупных компаний, осуществляющих свою деятельность на конкретном рынке.

Важным инструментом аудита и источником информации, независимо от вида продукции, является сравнение цен реализации одинаковой продукции внутри организации между контрагентами. Соответственно, в случае реализации одного и того же вида продукции по отличающимся ценам в близком временном отрезке, необходимо убедиться в рыночной обоснованности таких сделок. Вопреки сложившемуся стереотипу о том, что «оптом дешевле» внутреннему аудитору важно понимать, что крупные партии качественной продукции могут являться дефицитными на рынке и проводить самостоятельные исследования в отношении крупных сделок с дисконтом. Как показывает практика – за приобретение крупных партий продукции нужного качества участники рынка зачастую готовы увеличить цены, поэтому реализация крупных партий качественной продукции по сниженной цене устоявшимся покупателям может являться одним из маркеров неэффективности бизнеса и источником увеличения операционной прибыли.

Дополнительно, необходимо убедиться, в надежности СВК определения качества продукции. Косвенными факторами, указывающими на злоупотребления в данном направлении, может являться поставка продукции заявленного низкого качества организациям, осуществляющим поставки продукции на экспорт, в случае с зерновыми, или в сети, в случае с нишевыми и продукцией садоводства. Указанным категориям покупателей, как правило, продается продукция с высокими качественными показателями. Данная ситуация может являться свидетельствовать о риске поставок продукции с умышленно заниженным качеством для снижения цены и получения неформального вознаграждения ответственными за совершение сделки лицами. Анализ контрагентов, также является одной из важных процедур, позволяющих убедиться, что продажи/закупки осуществляются без посредников.

Оценка эффективности

Для общей оценки эффективности трейдинговой организации внутренний аудитор может использовать как внутреннюю, так и внешнюю информацию. Внутренней информацией в данном случае является бюджет организации и сравнение фактических результатов с бюджетом. Данная процедура отражает качество планирования руководства трейдинговой организации и степень понимания рыночной ситуации. При этом в случае существенных непредвиденных событий на рынке планирование может потерять актуальность, в связи с чем внешним источником информации может являться доступная отчетность организаций-конкурентов. При сравнении с конкурентами внутренний аудитор может понять, насколько эффективно организация действует на рынке.

Ключевыми показателями как при внешнем, так и внутреннем сравнении выступают валовая маржинальность, отражающая разницу между ценой закупки и ценой продажи, и операционная прибыль, которая показывает прибыльность бизнеса в целом. Внутреннее сравнение результатов деятельности с плановыми должно не только являться процедурой сравнения «сухих» цифр план/факт, но в то же время необходимо убедиться, что план/бюджет соответствует стратегическим и операционным целям бизнеса, утвержденными для данного направления бизнеса акционерами. Важным для внутреннего аудитора при внешнем сравнении является убедиться в том, что сравниваемая организация не только осуществляет схожую деятельность в части трейдинга, но также, что размер сравниваемой и проверяемой организации являются сопоставимыми, поскольку от случая к случаю, в зависимости от доли рынка, организация может более или менее эффективно использовать свои рыночные позиции. Критичным для аудитора при оценке эффективности является понимание, что цифры сами по себе только свидетельствуют о потенциальной неэффективности, а причины нужно искать непосредственно в операционной деятельности. Агротрейдинговый бизнес, несмотря на визуальную простоту, является многогранным процессом, требующим углубленного анализа для нахождения корневых причин неэффективности.

В текущих рыночных условиях важным является отметить стоимость финансирования сделок. Существенный рост ставки ЦБ накладывает свой отпечаток на бизнес. Применительно к внутреннему аудиту особенно важным в таких условиях является проверка условий оплаты закупок поставщикам и условий оплаты продукции покупателями, также необходимо убедиться, что оборачиваемость продукции позволяет не создавать необоснованно высоких остатков, требующих существенных средств на оборотное финансирование. В связи с этим при проведении аудиторских проверок трейдинговой деятельности внутренний аудитор должен проверить, что условия оплат как минимум соответствуют рыночным и рекомендовать провести переговоры об увеличении отсрочек за поставки продукции и уменьшении отсрочек по оплате продаж, с учетом рыночных позиций проверяемой организации и степени влияния на контрагентов.

Современные тенденции развития деятельности внутреннего аудита заключаются в формировании репутации доверенного консультанта для бизнеса. С учетом вышеописанных сложностей и нюансов агротрейдинга внутренний аудит в каждом случае требует индивидуального подхода, скрупулезности и исполнения своих обязанностей на высоком профессиональном уровне с учетом всех доступных переменных с целью формирования релевантных рекомендаций, улучшения потенциала и операционной эффективности бизнеса, а также предоставления акционерам гарантий в том, что менеджмент управляет бизнесом с учетом лучших практик корпоративного управления.