ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
СТАТЬЯ 335. ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НАЛОГА НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

1. Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых (далее в настоящей главе - налог) по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. При этом для целей настоящей главы местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.

Комментарий

Налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ) (подпункт 2 пункта 1 статьи 23 НК РФ).

Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (пункт 2 статьи 83 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 335 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Местом нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен участок недр.

Если участок недр находится на территории, подведомственной тому же налоговому органу, в котором организация или индивидуальный предприниматель состоит на учете в соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ (по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению), то заявление о постановке на учет в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых не подается.

Налогоплательщик, которому предоставляются в пользование недра обязан получить лицензию. Статья 11 Закона №2395-1 устанавливает, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод определенного земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного участка в окончательных границах и оформление земельных прав пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном земельным законодательством, после утверждения проекта работ по недропользованию.

Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, которое определяет необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и Законом №2395-1.

Виды лицензий определены разделом 6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 года №3314-1 «О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами». В соответствии с видами пользования недрами лицензии установленного образца выдаются для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов.

При применении данного документа следует учитывать, что выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами осуществляет Федеральное агентство по недропользованию (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года №293 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по недропользованию»).

При этом статьей 12 Закона №2395-1 определено, что лицензия на право пользования недрами должна содержать:

«1) данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии;

2) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

3) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

4) указание границ земельного отвода или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу);

6) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

7) согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье;

8) соглашение о праве собственности на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

9) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ;

10) порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.

В случае значительного изменения объема потребления произведенной продукции по обстоятельствам, независящим от пользователя недр, сроки ввода в эксплуатацию объектов, определенные лицензионным соглашением, могут быть пересмотрены органами, выдавшими лицензию на пользование участками недр, на основании обращения пользователя недр.

Лицензия на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции должна содержать соответствующие данные и условия, предусмотренные указанным соглашением.

Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством».

С 1 января 2005 года утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения (Приказ МПР Российской Федерации от 24 января 2005 года №23 «Об утверждении порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков недр за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения»).

Органы осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя (пункт 7 статьи 85 НК РФ).

К пользователям недр, не оформившим лицензии, применяются санкции на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 августа 1998 года №1214-Р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами»:

«МПР России и МНС России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выявлении юридических и физических лиц, осуществляющих пользование недрами без лицензии, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, применять в установленном порядке с участием правоохранительных органов и судов предусмотренные законодательством Российской Федерации меры, в том числе по обеспечению взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целях возмещения убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами.

При определении размеров убытков, причиненных государству в результате самовольного пользования недрами, исходить из ставки налога на добычу полезных ископаемых».

2. Налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 67 Конституции Российской Федерации).

При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если такая добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора), постановка на учет в качестве плательщика НДПИ производится по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица (Постановление ФАС Северо-западного округа от 9 апреля 2004 года №А42-8911/03-17; Постановление ФАС Северо-западного округа от 13 февраля 2004 года №А42-1673/03-26).

Таким образом, если российская организация производит добычу полезных ископаемых на участке недр, арендуемом Российской Федерации у другого государства, в соответствии, с межгосударственным соглашением переданном ей в пользование, то она уплачивает НДПИ по месту своего нахождения. Если организация осуществляет добычу полезных ископаемых на территории иностранного государства на участке недр, предоставленных ей непосредственно этим государством, то объекта налогообложения по НДПИ не возникает и поэтому плательщиком по данному налогу она не является.

Определение и границы континентального шельфа установлены Федеральным законом от 30 ноября 1995 года №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».

Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17 декабря 1998 года №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

К территориям, арендуемым Российской Федерацией у иностранных государств или используемых ею на основании международного договора, относится, в частности, архипелаг Шпицберген (Норвегия).

3. Особенности постановки на учет налогоплательщиков в качестве налогоплательщиков налога определяются Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 335 НК РФ налогоплательщики НДПИ обязаны зарегистрироваться по месту нахождения участка недр, предоставленных им в пользование. Особенности постановки на учет налогоплательщиков определяются Министерством финансов Российской Федерации.

Обратите внимание!

Так как Финансовым ведомством страны соответствующий документ не принят до сих пор, хозяйствующие субъекты вправе для этих целей руководствоваться Приказом МНС Российской Федерации от 31 декабря 2003 года №БГ-3-09/731 «Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых».

Для постановки на учет необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения участка недр, предоставляемого в пользование, заявление определенной формы:

·   форма №9-НДПИ-1 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе организации в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»;

·   форма №9-НДПИ-2 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых»;

·   форма №9-НДПИ-3 «Решение об определении налогового органа, уполномоченного осуществить постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых».

Организации или индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр, в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых, в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр.

И в тот же срок выдается (отправляется по почте с уведомлением о вручении) уведомление по форме №9-НДПИ-1, №9-НДПИ-2. Налоговые органы по месту постановки на учет, в качестве налогоплательщика НДПИ, обязаны в трехдневный срок со дня постановки на учет отправить копию уведомления в налоговый орган по месту нахождения организации (место жительства индивидуального предпринимателя). Постановка на учет в налоговом органе, по месту нахождения участка недр, осуществляется в уведомительном порядке, на основании сведений о предоставлении прав на пользование природными ресурсами, полученных налоговым органом от органа, уполномоченного предоставлять такие права (МПР России, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправлении).

В том случае, если место нахождения организации (место жительства индивидуального предпринимателя) и место нахождения участка недр расположены на территории одного субъекта Российской Федерации, то постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика НДПИ, осуществляется налоговым органом по месту нахождения (жительства) налогоплательщика межрайонной инспекцией по крупнейшим налогоплательщикам.

Если местонахождение (жительства) налогоплательщика и место нахождения участка недр не совпадает, то Министерство финансов Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположен участок (участки) недр, определяет налоговое ведомство, в котором производится постановка на учет налогоплательщика. При наличии одного участка недр на территории этого субъекта Российской Федерации постановка на учет осуществляется налоговым ведомством по месту нахождения данного участка недр. В случае, если таких участков недр несколько на территории субъекта Российской Федерации, то ФНС Российской Федерации принимает решение о выборе уполномоченного налогового органа.

Порядок постановки на учет в налоговом органе крупнейших плательщиков НДПИ установлен Приказом Минфина Российской Федерации от 11 июля 2005 года №85н «Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков».

Налоговое ведомство приняло решение о создании своих межрегиональных и межрайонных инспекций по учету крупнейших налогоплательщиков, осуществляющих деятельность:

ü   в сфере разведки, добычи, переработки, транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов - Межрегиональная инспекция ФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам №1;

ü   в сфере разведки, добычи, переработки, транспортировки и реализации газа - Межрегиональная инспекция ФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам №2;

ü   в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции - Межрегиональная инспекция ФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам №3.

Отнесение налогоплательщиков к категории крупнейших производится в соответствии с критериями, утвержденными Приказом МНС Российской Федерации от 16 апреля 2004 года №САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях». Основных критериев два: к показателям бухгалтерской отчетности добавился критерий взаимозависимости. Это означает, что если два или более юридических лица будут признаны взаимозависимыми по основному виду деятельности в порядке, предусмотренном статьей 20 НК РФ, то эти налогоплательщики могут быть отнесены к категории крупнейших на основании суммарного размера показателей их бухгалтерской отчетности. Крупнейшие налогоплательщики будут разделены на два уровня: федеральный и региональный. К крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня по прежнему относятся те, у которых объем начисленных налогов (за вычетом НДС, но без учета НДС к возмещению по операциям, облагаемых по ставке 0%) свыше 1 миллиарда рублей либо доходы и активы превышают 10 миллиардов рублей.

Крупнейшего налогоплательщика ставят на учет в той межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам, в компетенцию которой входит контроль за соблюдением им законодательства о налогах и сборах. Межрегиональная инспекция запрашивает в налоговых органах, где налогоплательщик состоит на учете, заверенные в установленном порядке копии документов, содержащихся в учетном деле крупнейшего налогоплательщика, а также документов по налоговому контролю и лицевых счетов, которые должны быть им высланы в течение пяти дней после получения запроса.

Межрегиональная инспекция налогового ведомства по крупнейшим налогоплательщикам в течение трех дней после получения документов от инспекций ФНС Российской Федерации направляет крупнейшему налогоплательщику Уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации (форма №9-КНУ) и Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации (форма №9-КНС). При этом идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный в налоговом органе по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика, не меняется. Межрегиональной инспекцией ФНС Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый код причины постановки на учет (далее - КПП), первые четыре знака которого - код межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам. Признак отнесения организации к крупнейшему налогоплательщику содержится в 5 и 6 знаках кода причины постановки на учет (КПП) и равняется 50.

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации, выданное ранее, считается недействительным, начиная с даты получения крупнейшим налогоплательщиком Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Более подробно с вышерассмотренными вопросами Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налоги и сборы за пользование природными ресурсами».