Журнал "Двойная запись"  

Александр Погребс, зам. главного редактора

В прошлом номере мы сообщали о том, что Министерство экономического развития и торговли РФ утвердило на 2007 год два коэффициента-дефлятора, наличие которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Кто бы мог подумать, что это неброское сообщение получит неожиданное продолжение.

Оба показателя утверждены в один день - 3 ноября 2006 года - двумя приказами Минэкономразвития России: соответственно № 359 и № 360. Коэффициенты оказались разными: для регулирования налоговой базы ЕНВД - 1,096, для установления предельной величины доходов «упрощенцев» - 1,241.

Сообщение об утверждении коэффициентов поначалу прошло тихо и незаметно. Кто-то пошутил о том, что для разных налогов инфляция протекает по-разному, остальные просто приняли к сведению, отложив их более детальное изучение на потом, по мере необходимости.

Интерес к этим документам вернулся в связи с письмом Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 03-11-02/272, адресованным напрямую налоговикам. В этом письме финансовое ведомство выдает рекомендацию, противоречащую нормам НК РФ: применять для упрощенной системы коэффициент-дефлятор в 2007 году отдельно - без применения предыдущего, как того требует статья 346.12 НК РФ. И обосновывают этот тезис простейшими арифметическими действиями. Какими бы «правильными» ни были вычисления налоговиков, их рекомендации противоречат НК РФ, поэтому применять их нельзя!

Но нас заинтересовали эти вычисления. Сопоставление индексов привело к выводам, которые не решились озвучить налоговики: чиновники МЭРТ России допустили ошибку при утверждении индексов-дефляторов на 2007 год. Они просто перепутали их, поменяв местами.

Судите сами. Статья 346.12 НК РФ вполне определенно предписывает для «упрощенки» умножать лимит доходов не только на коэффициент текущего года, но и на все предыдущие. Для ЕНВД, напротив, при определении налоговой базы применяется только один текущий коэффициент-дефлятор. Следовательно, «упрощенный» коэффициент должен учитывать инфляцию только одного года, а вот «вмененный» - за все годы начиная с 2003-го. Поэтому вполне объяснимо, что в условиях постоянной инфляции реальный «годовой» индекс для «упрощенцев» должен быть меньше, чем «накопленный» индекс для ЕНВД.

Но, сопоставив два индекса на 2007 год, мы видим противоположную картину. Для ЕНВД индекс меньше - учтена инфляция только за один год, а для «упрощенки» он оказался больше - сложился из двухлетней инфляции. Чтобы понять это, достаточно пойти по пути Минфина России и перемножить коэффициент 2006 года (1,132) на коэффициент для ЕНВД в 2007 году (1,096).

Ошибка чиновников из МЭРТ весьма на руку налогоплательщикам - для УСН налоговая база будет увеличиваться на меньшую величину, а лимит для «упрощенцев» будет завышен.

Изменить ошибочные приказы невозможно - срок для утверждения этих коэффициентов уже прошел, а в соответствии со статьей 5 НК РФ новый документ, который мог бы исправить ошибку, сможет вступить в силу не ранее 1 января 2008 года.

Так что бухгалтеру ничего не остается, как использовать в работе коэффициенты так, как они утверждены в приказах МЭРТ, и не обращать внимания на попытки налоговиков и минфиновцев исправить налоговый закон.

В правовом государстве во главу угла ставится норма закона. И если эта норма не позволяет исправить ошибку, государство должно смириться с неизбежными потерями бюджета, чтобы соблюсти букву закона. Но никак не пытаться ошибки одних чиновников прикрыть незаконными действиями других.

Но, видимо, мы еще далеки от правового государства!

Журнал «Двойная запись» №1, 2007 г.